Дубна. Новости

Яндекс.Погода

среда, 12 декабря

пасмурно0 °C

Онлайн трансляция

«Хор» + «Оркестр» = «ХОРКЕСТР»

24 окт. 2018 г., 9:16

Просмотры: 8365


4 ноября в дубненском ДК «Октябрь» состоится премьерное – первое в истории! – публичное выступление международного вокального проекта «Хоркестр». Коллектив базируется в Москве и включает в свой состав вокалистов из нескольких государств

Фото: Дарья Хороших

Идея «Хоркестра» родилась и была воплощена в дубненском концертном агентстве «Отдел культуры», прекрасно известном горожанам и по джазовому фестивалю «МузЭнерго», и по разноплановым концертам рок-звёзд и популярных эстрадных исполнителей. Борис Гребенщиков, Александр Розенбаум, иеромонах Фотий, государственный камерный джазовый оркестр имени Олега Лундстрема, Юлий Ким – вот лишь примерный набросок всего жанрового многообразия, которое характерно для «Отдела культуры».

Теперь – «Хоркестр», проект не менее амбициозный, яркий и «широкополосный». Игра слов в названии очевидна: хор, который претендует на то, чтобы быть оркестром. Звучание чистых человеческих голосов, которое даёт «инструментальную» палитру. И, разумеется, репертуар: «Хоркестр» исполняет в оригинальных, написанных специально под него аранжировках ключевые хиты рок- и поп-музыки, совмещая в одной программе, казалось бы, несовместимое. Майкл Джексон и «A-Ha», Тина Тёрнер и «Scooter», Леонард Коэн и Леди Гага, Бейонс и «Rolling Stones».

Хоркестр

Фото: Дарья Хороших

Отобрать и заинтересовать идеей «Хоркестра» музыкантов, которые искренне разделяли бы любовь к столь разносторонней музыке, организаторам было, разумеется, непросто. Предстоящей дубненской премьере предшествует около полугода поиска исполнителей, работы над аранжировками, камерных и полномасштабных репетиций, пробных записей звука и видео, отработки технологических решений озвучивания нестандартного состава, подготовки сценографии и так далее. И, разумеется, основную работу с коллективом ведёт профессиональный хормейстер, выбранный по результатам длительного, как сейчас принято говорить, кастинга. Он и рассказывает сегодня «Вестям Дубны» о предстоящей программе.

Хоркестр

Фото: Дарья Хороших

Дирижёр Константин Михайлов

Справка: Константин Михайлов – лауреат международных и всероссийских конкурсов, лауреат премии Министерства образования и науки РФ по поддержке талантливой молодёжи. Родился в 1987 году в Рязани. Выпускник дирижёрско-хорового отделения МГИК (класс профессора Р.Ш. Гасаналиева.

В 2010-2016 гг. руководил хором Рязанской митрополии и хором Николо-Ямского храма.

В 2014-2017 гг. год исполнял обязанности старшего преподавателя дирижёрско-хорового отделения МГИК, где преподавал дирижирование, теоретические дисциплины, а также руководил хором института. С 2009 года по настоящее время является художественным руководителем и главным дирижёром Молодежного камерного хора РГУ имени С.А. Есенина, с которым удалось реализовать ряд крупных проектов: множество сольных программных концертов, зарубежных гастрольных туров, запись двух альбомов, участие в престижных хоровых конкурсах (ряд побед, среди которых Гран-При, пять золотых и две серебряных медали международного достоинства).

– В чём ваш личный опыт как хормейстера, были ли в нём раньше схожие с «Хоркестром» коллективы? Что привлекло в идее «Хоркестра»?

– До «Хоркестра» я работал исключительно как хоровик-академист. Эту музыку я люблю, на ней я был воспитан, и потому долгое время, работая с различными коллективами, не менял кардинально репертуар и форму работы. «Хоркестр» именно этим и привлёк моё внимание: это принципиально новое явление в моей «хоровой жизни». Амбициозный, оригинальный, перспективный проект, идеально подходящий тем, кто хочет попробовать что-то новое в музыке, при этом не изменяя своей профессии!

– Есть ли в работе с «Хоркестром» некий особый вызов для профессионала?

– Я бы не назвал это вызовом, скорее это новая ступень работы с хором, когда дирижёр-хоровик может почувствовать себя дирижёром оркестра. В своей работе с певцами хормейстер нередко пытается добиться инструментального звучания. А здесь как раз тот случай, когда перед дирижёром открываются новые возможности в звучании академического хора.

– Что вы думаете об авторских оригинальных аранжировках, которые созданы специально для этого коллектива, насколько они сильны, действительно ли оригинальны, видятся ли вам аналоги на мировой сцене?

– Наши аранжировки - это вообще отдельная тема для разговора и даже, возможно, неплохая курсовая работа. Тут можно не скромничать: они действительно оригинальные, написанные специально для нас, и они классные! На Западе тема переложения для хора или акапелльных ансамблей классики или поп-хитов известна и развита уже давно. Я в своё время был поражён, например, ансамблем Swingle Singers. Однако именно хоров, работающих в этом жанре (а значит, и аранжировщиков, которые пишут для них) немного. Каждая такая работа имеет авторский почерк. Так и у нас. В нашем репертуаре работы трёх аранжировщиков, каждый из которых интересен по-своему и у каждого из которых свой взгляд на идею «Хоркестр». В том числе и это позволило нам сделать программу очень разноплановой. «Хоркестр» уникален, в том числе и репертуарно, он не привязан к какому-то одному исполнителю или направлению. Поэтому от авторов наших аранжировок требовалось умение качественно работать с разным материалом, и при этом необходимо было не только качественно представить сам хит (как музыкальную тему), но и «вызвучить» его в исполнении конкретного коллектива с конкретными голосами.  Это очень сложная задача. Я не буду утверждать, что все аранжировки получились в одинаковой степени сильными. Но это нюансы, которые принципиально не влияют на общую картину. Аранжировки в целом - очень яркие и оригинальные. А некоторые произведения нашей программы я считаю просто выдающимися! Их и сами музыканты «Хоркестра» характеризуют так же - «огонь», «зажигалка», «просто супер». Наши авторы Роман Столяр, Дмитрий Брашовян и Евгений Астафуров настоящие профи, их работа - это бомба.

Хоркестр

Фото: Дарья Хороших

Роман Кузнецов (бас)

– Насколько оправдано введение в «Хоркестр» битбоксеров? Удаётся ли с их появлением удержать общую академичность коллектива или он превращается в коллектив чисто эстрадный?

– Битбокс – это «сердце» нашего коллектива. Именно он заряжает наше пение энергией, даёт импульс, даёт ритм. Битбокс помогает достичь абсолютной узнаваемости композиций без привлечения дополнительных инструментов или эффектов и при этом не выходит из формата a cappella. B есть ещё один важный момент: нам были нужны не просто битбоксеры и даже не битбоксеры со знанием нотной грамоты, а полноценные музыканты, которые смогли бы в кратчайшие сроки выучивать сложные партитуры, имели бы чувство стиля, формы и музыкальный вкус, умели бы работать в ансамбле и большом специфическом коллективе. Таких сегодня в России – единицы, но мы их нашли. И это замечательно! На академичность, мне кажется, это не влияет, да и нет такой уж необходимости ей как-то соответствовать. Чаще стоит обратная задача - найти характерную для конкретного произведения стилистику звука и добиться нужного звучания от артистов, которые основную часть жизни пели только в академической манере.

Хоркестр

Фото: Дарья Хороших

Кирилл Милорадовский и Данила Сошников

– Расскажите, пожалуйста, для неспециалистов о составе хора.

– «Хоркестр», как и любой смешанный хор, делится на две группы голосов - мужские и женские. В свою очередь каждая группа в нашем коллективе разделяется ещё на четыре части в зависимости от природы голоса исполнителя, эти части называются партиями. Самая низкая партия в хоре – басовая. Потом в порядке возрастания идут партии баритонов, вторых теноров и первых теноров (это самые высокие мужские голоса). Партия женских голосов в порядке возрастания – вторые альты (самые низкие женские голоса), первые альты, вторые сопрано и первые сопрано. Чаще всего каждой партии принадлежит своя нота (или, по-другому, голос), а иногда, если того требует аранжировка, и больше, при этом хористы одной партии поют больше чем на один голос. В некоторых произведениях у нас звучит одновременно до двенадцати голосов, причём у каждой партии своя мелодия и ритм. Как раз это нас самым тесным образом и роднит с оркестром. Многоголосье и сложный ломаный ритм под силу только профессионалам высокого уровня. Таково и есть большинство участников «Хоркестра», однако не все наши музыканты - чисто академические певцы; есть и те, для кого пение эстрадного репертуара в микрофон более привычно, чем пение в условиях естественное акустики. Отсюда и рождается одна из основных задач построения хора. Эстрадная и академическая манеры во многом полярны, а хор должен звучать естественно и цельно. Одно дело исполнять академическим хором классическую музыку, другое дело - поп-хит, где хор должен отобразить инструментальную фактуру. Это и было идеей нашего проекта – работать с популярными хитами, но без инструментального сопровождения (a cappella) и при этом не теряя той звуковой культуры и мощи, которая отличает академические хоровые коллективы. Думаю, мы первые в России, кто поставил такую задачу. Мне, дирижёру, пришлось выучить с хором за короткий срок достаточно большой объём сложных партитур на английском языке, сплотить воедино совершенно разных по манере исполнения, вокальным данным, опыту и характеру музыкантов. Добиться динамического, тембрового, ритмического, артикуляционного, интонационного баланса как внутри каждой партии, так и в целом хоре.

Хоркестр

Фото: Дарья Хороших

Виолетта Сиропова (сопрано)

– Именно как профессионал-хоровик, видите ли вы в возможности услышать живое исполнение «Хоркестра» какую-то особую ценность для коллег, преподавателей музыки, студентов музыкальных учебных заведений, учеников музыкальных школ? В чём она, если да?

– Не хочу бросаться высокими словами, но есть очевидные вещи, которые можно озвучить. Во-первых, для меня «Хоркестр» как раз и был интересен прежде всего тем, что открывает новые возможности работы с академическим хором. Для меня как специалиста хор, который звучит в прямом смысле слова «инструментально», хор-оркестр - это интересно само по себе. Думаю, то же справедливо и для многих хоровиков. Во-вторых, это не классический репертуар, а поп-хиты, которые у нас уже давно ассоциируются с тембром и манерой пения того или иного вокалиста или группы. И вдруг эта вещь обретает новое звучание в исполнении хора! Это весьма занятно именно с профессиональной хоровой точки зрения. В-третьих, подбирая репертуар, мы не гнались за конъюнктурой, за модными треками, которые зачастую и музыкой-то не назовешь, за тем, что сейчас называют «хайпом». В нашем репертуаре только настоящие хиты. Это либо классика поп- и рок-музыки, которая живет уже десятилетиями, обретая поклонников все в новых и новых поколениях, либо что-то из песен современных исполнителей самого высокого уровня. Какого-то просветления на наших концертах молодёжь, наверное,  не достигнет, но музыкальный вкус безусловно разовьётся. Вместе с осознанием того, что петь в хоре - это здорово. Что хор может исполнять абсолютно любую музыку.

Хоркестр

Фото: Дарья Хороших

Тенор Майкл Руджери (Италия)

– В стране достаточно много коллективов (как чисто эстрадных, так и приписанных, например, к монастырям), которые в той или иной степени работают с репертуаром из области эстрадной музыки. Чем «Хоркестр» отличается от них?

– Прежде всего «Хоркестр» – это полноценный смешанный, а не однородный хор или небольшой вокальный ансамбль. Кроме того, у нас не было задачи просто спеть хором песни, которые все знают и любят. Нужно было, чтобы эти хиты обрели новую жизнь в совершенно новом звучании хора – академического (!) хора. Это неожиданно. Это интересно. Хор и битбокс становятся оркестром живых голосов, заменяя чисто инструментальную фактуру. Наш репертуар обширен и разнообразен, никто из наших отечественных коллег не стремился охватить настолько разный материал и так многогранно отразить возможности хора. А если к этому ещё прибавить элементы визуального шоу (профессиональный эстрадный свет, дым, эффекты) и специфику звукоусиления, позволяющего работать с отдельными солирующими голосами в нужном контексте, то, мне кажется, и сравнить будет не с кем! «Хоркестр» – это уникально.

Хоркестр

Фото: Дарья Хороших

Джулия Аморетти (альт, Италия)

4 ноября, 19:00

ДК «Октябрь» (Дубна, пл. Космонавтов, 1)

Международный вокальный проект «Хоркестр»

Премьерная программа

Билеты: 600-1800 руб.

Касса: (49621) 5-48-20

Онлайн: отделкультуры.рф (скидка 10% для наших читателей по промо-коду «ВЕСТИ ДУБНЫ ОНЛАЙН»)

Подробнее о коллективе: www.horkestr.ru