Дубна. Новости

Яндекс.Погода

среда, 20 июня

пасмурно+15 °C

Онлайн трансляция

Таня Балакирская: где сокровище твоё, там и сердце

03 апр. 2018 г., 12:20

Просмотры: 1469


Есть ли пророки в своём отечестве? Вопрос риторический и давно навязший в зубах, но не теряющий своей актуальности. Таня Балакирская живёт именно здесь, в Дубне. Для кого-то она – просто сосед по подъезду, дому, району; для кого-то – одна из создательниц и активных участниц сообщества «Маме легко», которое кто-то удачно назвал «группой осмысленного материнства». Некоторые знают её как дизайнера (множество афиш, появляющихся в городе – её рук дело), некоторые – как руководителя студии «Музыка в радость», где людям любого возраста и любого уровня подготовки доказывают на практике, что раз есть уши – то есть и слух, а раз есть голос – то можно петь. А вот о том, что Таня – музыкант и композитор (или, как принято говорить в музыкантском сообществе, singer-songwriter) действительно серьёзного уровня, знают сравнительно немногие.

фото Алины Славиной

Именно в Дубне показывать свою большую программу она как-то до сих пор не решалась. В Москве, на фестивалях в России, Украине, Польше – да. Но не в Дубне, где нечастые выступления проходили в камерном формате или в лучшем случае – как составная часть большого фестиваля с более привлекательными для слушателя иностранными участниками в программе. Такой вот традиционный дубненский парадокс.

И, однако, уже в 2011-м году Таня выпустила первый свой сольный диск, «Lviv Sessions» (записанный во Львове с украинскими и канадскими музыкантами), и рецензии на эту работу выходили, без преувеличения, по всему миру - в обеих Америках, в Индонезии, во множестве стран Европы, в государствах бывшего СССР. «Кристальное дыхание души» – это слова о Тане итальянского критика Лориса Фурлана. «Восхитительно. Глубоко, душевно и таинственно…» - так пишет именитый обозреватель журнала «Stereophile» Томас Конрад. «Танина музыка абсолютно изумительна», говорит английский гитарист и продюсер Лео Абрахамс, которого все слышали в саундтреках фильма об одиннадцати друзьях Оушена. А в 2017-м Таня выпускает вторую работу в сотрудничестве с двумя швейцарцами, «December», этот диск выходит на именитом швейцарском лейбле Unit Records, получает поддержку швейцарского национального совета по культуре. С ней работали джазовые музыканты из Москвы, камерное трио из Самары, рок-группа из Екатеринбурга; в последнем туре – французский ново-джазовый дуэт.

Таня Балакирская с группой FSB, фестиваль JazzBez

Почему же этой музыки не было в самой Дубне? Возможно, потому, что и артист иногда до последнего сомневается, можно ли ему в полной мере рискнуть раскрыться там, где он живёт и где его знают как соседа. Но время для этого настало, и 6 апреля в ДК «Мир» Таня даст большой гала-концерт: помогать ей будет не только её постоянный московский ансамбль, но и ряд специально приезжающих гостей. И посетить такой концерт наверняка стоит любому дубненцу, независимо от возраста, если он неравнодушен к культуре в целом и к дубненской культуре в частности. Уже просто потому, что ждёт такого слушателя не самодеятельность, не попытка играть в коммерческую эстраду, а нечто действительно большое и сильное, о чём сейчас всё больше говорят в России в целом. Доказательства? Пожалуйста: впереди - два концерта в Москве с разными коллективами (включая новый проект со струнными), большой джазовый фестиваль в Пензе, гастрольные выступления в Самаре и Тольятти, рокерский (!) фестиваль в Гжели, очень специфический, почти православный по духу музыкальный фестиваль в Сергиевом Посаде, участие в престижной выставке JazzAhead в Бремене в качестве соэкспонента на стенде "Russian Jazz Scene" (наряду с, например, компанией Игоря Бутмана). В общем, есть о чём говорить.

Татьяна Балакирская 3

фото Александра Панова

- Таня, давайте с этого и начнём. Вы и Дубна. Что, как, почему? Вы же изначально совсем не отсюда?

- В Дубну мы переехали в конце 2007-го года, -- получается, что мы живём здесь больше 10 лет. Переехали просто потому, что город понравился своей атмосферой, людьми: родственников у нас здесь совсем нет, а из приятелей на тот момент была только семья Дмитрия Никитского. Начали проводить здесь международный фестиваль «МузЭнерго», благодаря которому в Дубне выступило более 900 импровизирующих музыкантов со всего мира.

Вообще как-то так получается, что мне почти постоянно хочется браться за что-то новое, открывать в себе и других возможности, поэтому в Дубне я много чем занималась и продолжаю заниматься. Когда родился сын, я получила сертификат консультанта по грудному вскармливанию, начала помогать матерям выкармливать малышей самостоятельно и носить их в слингах, основала группу поддержки матерей. После рождения младшей дочери – открыла школу-студию «Музыка в радость», начала заниматься вокалом с детьми и взрослыми.

- Расскажите о своей музыке в целом – откуда её корни, в чём её настоящее, были ли какие-то переломные моменты в её формировании...

- Корни? Где-то очень глубоко. Мои родители – профессиональные вокалисты, хоровики-дирижёры. Музыка в моей жизни появилась задолго до моего рождения. Пою я с очень раннего возраста, хорошо чувствовала музыку изначально, сложные ритмические структуры воспроизводила, интонировала предельно чисто. Когда поступала в музыкальную школу, приёмной комиссии исполняла песни собственного сочинения, и в первых классах обучения на отчётных концертах играла свои простенькие, но симпатичные пьесы. Сочинительство было всегда со мной – в общеобразовательной школе я вечно писала какие-то тексты для выступлений, режиссировала вечера, собственноручно записывала минус-фонограммы, аккомпанировала себе и другим на фортепиано и синтезаторе, в общем, жизнь кипела.

Более осмысленно сочинять начала, наверное, лет в 18-20, воплощая в песнях личные переживания. А первая авторская программа у меня родилась только в 2010-м году, и почти все тексты для неё написала моя канадская коллега, певица Сиенна Дален. Переломный момент в сочинении песен у меня наступил недавно – наверное, в 2015-2016-м году, когда я более смело начала писать тексты на русском. Дала себе право на это, перестала стесняться того, что «я же не поэт». И как-то так всё само стало складываться… органично, как мне кажется.

- А что будет звучать на сцене 6-го апреля?

- Шестого апреля прозвучат новые песни и все, прошедшие проверку временем. То, во что я верю, что пою без лукавства. Это произведения на стихи американского поэта Э. Э. Каммингса, украинского классика Владимира Сосюры, на слова моих друзей и подруг, на народные тексты, на мои собственные стихи.

- Кто будет помогать вам в этом концерте?

- О, я очень надеюсь, что всем удастся приехать и у нас получится настоящее единение душ на сцене. Со мной будет играть одно из самых впечатляющих джазовых трио нашей страны – трио Дмитрия Илугдина с Петром Ившиным на барабанах и Виктором Шестаком на басу. Это настоящие мастера международного класса, виртуозы с открытой душой.

Будет фантастический флейтист Александр Бруни – я вообще флейтистов такого дарования мало знаю в принципе, не только в России. Для России Саша уникален, наверное. Будет замечательный джазовый гитарист Максим Шибин и его супруга Алина Ростоцкая. По совокупности глубины, импровизаторского мастерства, нежности, композиторского таланта я Алину считаю настоящей звездой, бриллиантом нашей и не только нашей сцены. Будет мощнейшая соул-певица Саша Магерова, автор чудесных песен, очень яркая, цельная личность, о которой, верю, обязательно узнают широкие массы. Будет певица Анна Волкова, обладательница глубокого тембра и удивительной харизмы. Аня мне светит особым светом. Она воодушевляет своей смелостью, интуицией, своим «вечным двигателем», видением возможностей там, где другим мерещатся преграды. Все эти барышни очень близки мне, это настоящие сёстры по духу. И, конечно, выйдет на сцену дубненский барабанщик Александр Плотников, с которым мы частенько играем дуэтом.


Александра Магерова

фото Ксении Пальчиковой

Говорит Александра Магерова, финалистка российского отбора на «Евровидение», участница предстоящего концерта.

Быть с Таней вместе на одной сцене - это волшебство, это радость чистая, это каждый раз - «заплыв» в какую-то чистую и глубокую воду... вообще, само по себе пение совместное - это волшебство, когда голоса сливаются вместе! В случае с Таней оно усиливается еще тем, что я пою вместе с человеком, который мне дорог и любим мною, как друг, и близок, как музыкант.  Я часто слушаю Танину музыку, знаю наизусть почти все песни!) Ее голос… он прямо внутрь, в сердцевину. Он успокаивает, воодушевляет… а когда Таня спросила, какую из ее песен я хотела бы спеть вместе, я не задумываясь выбрала « Голос». Эта музыка - … мое «место силы». Музыка, которая прошибла сразу, как только я ее услышала в первый раз, и которую моя душа с тех пор «присвоила» себе. Это одно из самых прекрасных и сильных впечатлений в этом году для меня. Петь вместе с Таней «Голос».


 

- Давайте возьмём для примера любую из ваших композиций, на ваш выбор, и попробуем её немного проанализировать и по музыке, и по тексту. Как любят спрашивать учительницы литературы – «о чём это произведение?», на что вы обращаете внимание, что вы считаете обязательно важным в понимании этой конкретной песни, есть ли какой-то «порог чувствительности», при недостижении которого слушатель её не поймёт?

- Давайте попробуем… Вот песня «Сокровище».

За окном -- руки веток.

Вверх, вверх, к свету,

Нет же ничего сильней, нету…

За окном -- дышат птицы.

Золотом и серебром бы отдариться,

Золотом и серебром, да водой на лицах.

Слышишь? Поют,

Слышишь? Гнёзда вьют,

Слышишь? Наяву…

Где сокровище твоё, там и сердце

Драгоценное твоё будет биться.

Дай ладонь свою мне, чтобы согреться,

Дай в глаза посмотреть, к облаку взвиться.

За порог, вниз по ступеням

Пьянит воздух,

Неровна моя поступь.

За порог… Что там, в дороге?

Нет, не будет одинок тот, кто в Боге,

Нет, не будет одинок, не устанут ноги.

Вот пока фиксировала сейчас этот текст, поняла, что… достаточно сложно дешифровать невербальные образы, которые кроются почти в каждой строчке. Попробую вкратце. Эта песня пришла, когда я переживала трудный период в жизни, чувствовала себя на грани между бытием и небытием, физически была очень слабой, но видела во всём, что меня окружало, доказательство жизни. Чувствовала единство со всем вокруг. С деревьями, похожими на людей с воздетыми в небу пальцами, с птицами, с движением ветра…

Рефрен «Где сокровище твоё, там и сердце» – перефразированные слова Христа из Евангелия от Матфея.

«Вниз по ступеням», «Пьянит воздух», «Дай ладонь» – вполне конкретное воспоминание того, как я физически хваталась за ощущения в теле, внимательно их отслеживала. Помню момент, когда вышла без рукавиц на мороз, шла в оцепенении, ведя трёхлетнего сына за руку и чувствовала его маленькие тёплые пальчики, которые держали меня. Держали – в прямом смысле, и держали на этом свете. Грели – в прямом смысле, и грели в эмоциональном.

Конечно же, слушатель не знает подробностей возникновения песни, и стопроцентно не сможет проникнуть в суть, но ведь – читающий, читая, создаёт свой собственный текст. И мои образы отзовутся в том, кто слушает, чем-то, близким ему самому.


Алина Ростоцкая

Говорит Алина Ростоцкая, вокалистка, педагог, солистка ряда разноплановых джазовых коллективов, участница предстоящего концерта

– Петь в дуэте с Таней – это всегда разговор по душам, это всегда радость, это погружение в глубину, в центр музыки. В концерте мы споём вместе ее потрясающую песню «Nothing’s easier», о том, что нет ничего естественнее и проще, чем жизнь в вере и любви.


 

- Ваши тексты и ваша музыка – для взрослых или для всех? Если на концерте будут дети, может ли им стать неинтересно, неловко, непонятно именно от текстов?

- Мои собственные дети без особого труда напевают эти песни – им нравятся мелодии. Мне кажется, что если сложных слов в песне нет, а мелодия идёт от сердца, а не от ума, дети достаточно хорошо способны проникнуться. Им в нежном возрасте текст важен ровно настолько, насколько они его могут выговорить. Примеры того, как мы запоминаем песни в детстве («красавице икуку, счастливому клинку») – тому подтверждение. Главное, как мне кажется, – сама музыка, её органичность, её естественность.


Анна Волкова

фото Игоря Второва

Говорит Анна Волкова, вокалистка, участница предстоящего концерта:

История нашей с Таней дружбы и нашего дуэта абсолютно фантастическая. Мы были виртуально знакомы и «дружили в сети» лет 7. Но лично увиделись и познакомились только на сцене, благодаря именно той песне, что будем исполнять в Дубне – она называется «Песчаная». Помню, Таня мне написала в ночи, что к ней пришла песня и что она хочет подарить ее мне. А мне как раз не хватало «пятого элемента» в альбом. Я услышала песню, много плакала от красоты ее, поблагодарила Таню и предложила сделать ее дуэтной. Так мы впервые представили ее на моем квартирнике в Доме Актера, потом на ее уже концерте в клубе Игоря Бутмана... Летом планируем съемки на нее в Грузии. Почему в Грузии? Просто Танечка для меня – это исключительно про душу, про сердце, про глубину, про духовное, про природу, про мощнейшее материнское начало, про заботу и тепло. А именно в Грузии, на моей второй, духовной, родине, я чувствую все то, о чем Танина песня «Песчаная».


- Как вы видите себе такую музыку в городах вроде Дубны в целом, безотносительно лично к вам и к этому концерту? Это удел каких-то небольших зальчиков и тесных дружеских компаний, это будущее больших залов (которое требует вложений, инвестиций, человеческого участия)?

- Мне кажется, всё зависит от того, какой состав задействован. Если петь соло – то мне больше по душе малые площадки, квартирники, стеллажи с книгами, огоньки, чай, кресла, торшеры, вот это всё. Если же играть полным составом – то эту музыку можно развернуть очень убедительно и для залов-тысячников, что бы мне и хотелось делать.


Концерт в ДК «Мир» станет одним из последних больших концертов сезона, после которых зал закроется на длительную реставрацию. 6 апреля в 19:00 Таня Балакирская и её коллеги ждут всех в гости и надеются сделать в этот вечер мир немного лучше. Билеты и подробности - на сайте отделкультуры.рф, телефон кассы ДК (49621) 4-70-62. Специально для читателей «Вестей Дубны» – скидка 10% при покупке билетов онлайн (используйте промо-код «Вести»).