Яндекс.Погода

понедельник, 24 февраля

пасмурно+2 °C

Стратегия социально-экономического развития Дубны на 2017 – 2026 годы: полная версия

08 дек. 2016 г., 9:02

Просмотры: 2393


12 декабря в 18:00 в зале заседаний Совета депутатов Дубны (ул. Академика Балдина, д. 2, каб. 117) состоятся публичные слушания по обсуждению проекта Стратегии социально-экономического развития города Дубны на 2017– 2026 годы.

Проект опубликован на сайте http://dubnainvest.com/strateg , документы объемные, от 28 до 42 листов. «ВД» ознакомились со Стратегией и предлагаем вам почти полную версию проекта.

Что такое Стратегия

Стратегия социально-экономического развития города – это документ, представляющий собой результат совместной работы администрации города, Совета депутатов, представителей общественности, науки, творческой интеллигенции, производственных предприятий и предпринимателей, жителей – всего городского сообщества – по проблемам устойчивого развития города.

Зачем нужна Стратегия

Стратегия развития наукограда – это  прежде всего требования закона «О наукоградах РФ» в новой редакции. В нем говорится, что города, претендующие на статус наукоградов или имеющие его, обязаны разработать и утвердить стратегию его социально-экономического развития. От этого будет зависеть размер финансирования.

Финансирование наукоградов и стратегия

По закону определены три мероприятия, на которые будет распределяться федеральный бюджет, начиная с 2017 года. Это мероприятия, во-первых, по развитию научно-производственного комплекса города, во-вторых, способствующие реализации инновационных проектов, в-третьих, способствующие сохранению и развитию культуры наукограда.

До 2017 года все наукограды финансируются исключительно по душевому принципу: чем больше населения, тем больше денег. С 2017 года финансирование станет двухуровневым: подушевым (40%) и конкурсным (порядка 60%). Кроме того, на конкурс разрешено вносить мероприятия только из второй категории: способствующие реализации инновационных проектов.

Образ Дубны, на приближение к которому нацелена Стратегия:

– научный, инженерный и инновационный центр мирового уровня

– небольшой (до 100 тысяч жителей) город с комфортной для проживания средой

– престижное место, привлекающее квалифицированных людей и талантливую молодежь

– город, «встроенный» в природу.

Стратегия разработана с учетом перспектив реализации приоритетных проектов, анализа исходных стартовых условий современного состояния городского округа, проекта Генерального плана развития города Дубны до 2036 года, анализа сильных и слабых сторон, возможностей и рисков, оказывающих влияние на развитие Дубны.

Целями разработки стратегии социально-экономического развития являются:

  • определение долгосрочной направленности развития города с концентрацией на ключевых, наиболее перспективных направлениях
  • получение эффективного инструмента приобретения и поддержания конкурентных преимуществ города при соперничестве с другими городами за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве
  • формирование механизмов использования ограниченных ресурсов города наиболее эффективными способами
  • консолидация усилий хозяйствующих субъектов, городского сообщества и органов местного самоуправления на достижение целей и решения задач развития города.

Главной целью дальнейшего развития наукограда Дубна является сохранение и укрепления статуса Дубны как одного из мировых научных центров, завоевание статуса одной из заметных в мире территорий инновационного развития.

Для достижения Главной цели необходимо решить следующие задачи:

·         реализация в ОИЯИ проектов создания крупных экспериментальных установок с рекордными параметрами, включая МЕГА-сайенс проект NICA, фабрику тяжелых ионов DRIBs III, формирование широких международных коллабораций для разворачивания исследований на этих установках.

·         формирование в Дубне масштабной территории инновационного развития с использованием механизмов технико-внедренческой особой экономической зоны, медико­технического Кластера Московской области, инновационного территориального Кластера ядерно-физических и нанотехнологий.

·         развитие человеческого капитала, включая планомерное повышение качества подготовки в общеобразовательных школах и в Университете «Дубна», совершенствование системы привлечения и закрепление в городе перспективных молодых и высококвалифицированных ученых и специалистов.

·         последовательное формирование в городе уютной, безопасной и привлекательной для жизни городской среды.

·         инфраструктурное обеспечение, включая повышение транспортной доступности города из Москвы, строительство мостового перехода через реку Волга, снятие ограничений в электро- и газоснабжении.

Современный состав научно-производственного комплекса

В настоящее время научно-производственный комплекс города (далее НПК) входит 23 организации.

Основные градообразующие организации Дубны, входящие в состав научно­производственного комплекса города:

·         Объединенный институт ядерных исследований (фундаментальные исследования структуры материи в областях ядерной физики, физики элементарных частиц и физики конденсированных сред. Разработка новейших технологий применения ядерно-физических методов исследований в медицине, биологии, материаловедении, экологии и других областях науки и техники);

·         АО «ГосМКБ «Радуга» имени А.Я.Березняка» (разработка высокоточного оружия для ВКС и ВМФ России);

·         Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна»;

·         АО «Дубненский машиностроительный завод имени Н.П.Федорова» (производство авиационной и ракетной техники, электронного оборудования);

·         АО «Приборный завод «Тензор» (Производство электронной аппаратуры контроля для атомных электростанций, систем контроля и управления доступом);

·         АО «Научно-исследовательский институт «Атолл» (Разработка и производство интеллектуальных систем мониторинга угроз объектам и зонам высокой ответственности морского, шельфового, прибрежного и сухопутного базирования);

·         ФГУП «Научно-исследовательский институт прикладной акустики» (многопрофильный исследовательский центр в сфере нанотехнологий);

·         АО «Научно-производственное объединение «Криптен» (Производство голограмм и других средств защиты изделий и документов от подделок);

·         АО «Научно-производственный центр «Аспект» имени Ю.К.Недачина» (Разработка и производство радиометрической аппаратуры, технических средств обеспечения безопасности);

·         АО «НПК «Дедал» (технические средства физической защиты объектов);

·         Группа «Промтех» (электрифицированные системы для авиации и других подвижных объектов);

·         Центр космической связи «Дубна» (филиал ФГУП «Космическая связь») - крупнейший телепорт в Российской Федерации.

Основные результаты, достигнутые за период действия программы комплексного социально-экономического развития Дубны на 2012-2016 годы

Организации НПК по-прежнему играют основную роль в экономике города (75% объёма продукции, 30% работающих).

Развитие и расширение инновационной инфраструктуры:

– созданы центр прототипирования, Кластер ядерно-физических и нанотехнологий, инжиниринговый центр, коворкинг-центры, Центр молодежного инновационного творчества;

– компании-резиденты ОЭЗ «Дубна» стали играть заметную роль в экономике города (количество резидентов – 109, объем продукции – 8,5% от общего объема продукции и услуг в городе, количество работающих – 2500 человек).

Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры – созданы центры обработки данных всероссийской значимости:

– Федеральный Центр обработки данных (ЦОД) ФНС России

– Центр обработки данных в Университете

– ТИЕР-1 в ОИЯИ.

Развитие социальной инфраструктуры

– открыт спорткомплекс «Олимп» в университете «Дубна»

– открыт Музей истории создания крылатых ракет в городе Дубна.

Развитие инфраструктуры в здравоохранении

– открыта детская стоматологическая поликлиника.

Развитие инженерной инфраструктуры:

– строительство питающего центра на 50 МВт в районе Российского центра программирования.

Ранее запланированные и не реализованные задачи периода планирования 2012-2016, сохраняющие стратегическое значение на период планирования 2017-2026:

– строительство мостового перехода через реку Волга в створе ул. Вернова

– строительство питающего центра на 50 МВт в районе Новой промышленной зоны

– завершение строительства нового лечебного корпуса на 190 коек Дубненской городской больницы.

Стратегические задачи развития города:

  • развитие Объединенного института ядерных исследований как исследовательского центра мирового уровня, реализация в ОИЯИ крупных проектов создания экспериментальных установок с рекордными параметрами;
  • сохранение мирового лидерства АО «ГосМКБ «Радуга» в разработках соответствующего класса техники;
  • развитие технико-внедренческой особой экономической зоны «Дубна» как наиболее привлекательной в Центральном регионе России площадки для инвестиций в разработки и высокотехнологичные производства, создание в ОЭЗ «Дубна» ядра ведущего в России кластера разработок и производства медицинских изделий;
  • снятие инфраструктурных ограничений развития города в электроэнергетике и газоснабжении;
  • строительство моста через р. Волга, улучшение транспортного сообщения с Москвой;
  • сохранение традиционно высокого уровня и развитие системы образования и воспитания детей;
  • развитие материально-технической базы, повышение квалификации врачей в системе здравоохранения;
  • последовательное формирование уютной городской среды, включая улично-дорожную сеть высокого качества, газоны, парки и скверы, чистые леса и берега рек, обустроенное пространство во дворах и подъездах жилых домов, велодорожки, лыжные трассы, беговые маршруты.

Основные направления взаимодействия НПК, органов местного самоуправления и организаций инновационной инфраструктуры, направленные на достижение целей и решение задач социально-экономического развития Дубны

В сфере развития экономики:

  • содействие развитию технико-внедренческой особой экономической зоны «Дубна»
  • развитие развитию кооперации градообразующих предприятий города, малых и средних предприятий, резидентов ОЭЗ между собой и с градообразующими предприятиями города в сферах исследований, разработок и производства продукции, в том числе с использованием кластерных механизмов
  • организация и развитие механизмов поддержки экспорта
  • деятельность по привлечению инвестиций в высокотехнологичный сегмент экономики города
  • развитие туристической инфраструктуры города
  • развитие инновационной инфраструктуры и других механизмов поддержки малых и средних предприятий.

В сфере развития инфраструктуры:

  • реализация мероприятий по преодолению инфраструктурных ограничений в сфере энергетики
  • решение вопросов по реконструкции и строительству элементов системы газоснабжения
  • согласование и реализация дорожной карты ограничения железнодорожного сообщения внутри города границами станции «Большая Волга»
  • взаимодействие в решении вопросов строительства мостового перехода через р. Волга, улучшения автотранспортного и железнодорожного сообщения с Москвой.

В сфере кадровой политики:

  • развитие взаимодействия НПК с университетом «Дубна» с целью обеспечения лучшего соответствия знаний, умений и навыков выпускников требованиям работодателей
  • повышение престижа университета «Дубна», прежде всего с целью улучшения качества набора в университет
  • создание при университете школы-интерната для одаренных детей
  • развитие взаимодействия с профильными вузами России по трудоустройству их выпускников в Дубне, в том числе с использованием механизмов летней школы «Кадры Будущего»
  • переподготовка и повышение квалификации специалистов организаций НПК, в том числе в рамках государственных программ развития инновационных кластеров
  • развитие подготовки в университете студентов и аспирантов из государств-членов и государств, сотрудничающих с ОИЯИ.

В сфере жилищной политики:

  • сохранение и поиск механизмов развития муниципального и ведомственного жилого фонда для временного размещения приглашенных на работу иногородних специалистов
  • обеспечение внеконкурсного предоставления земельных участков для жилищного строительства Объединенному институту ядерных исследований
  • организация муниципального целевого жилищного строительства в интересах НПК и бюджетной сферы города
  • восстановление и последующий рост общих объёмов жилищного строительства.

В сфере градостроительной политики:

  • корректировка генерального плана
  • разработка документов градостроительного планирования с учетом перспектив развития градообразующих предприятий и технико-внедренческой особой экономической зоны
  • обеспечения возможностей жилищного строительства в удобных для организаций НПК районах
  • сохранения лесов
  • развитие парков и скверов
  • формирование вело- и беговых дорожек, лыжных трасс.

В сфере развития человеческого капитала

  • сохранение и развитие системы образования (на всех уровнях без исключения) и воспитания, ориентированной на формирование и развитие способностей детей к научному и инженерному творчеству, на привлечение в Дубну одаренных детей и перспективной молодежи
  • разработка системы мероприятий по превращению Университета «Дубна» в исследовательской университет, который осуществляет подготовку специалистов по направлениям:

– актуальным для НПК наукограда;

– характерным для классического университета;

– позволяющим организовать обучение иностранных граждан, в особенности направленных их государствами для обучения в РФ;

– позволяющим готовить педагогические кадры для региона.

  • совершенствование системы общего образования, включая специализацию и профориентацию, а также создание школы-интерната для одаренных детей
  • создание единой системы (кадры, помещения, техническое оснащение) детского технического творчества. Ключевая тематика:

– аэрокосмические технологии;

– ядерно-физические исследования и технологии;

– промышленная, научная, медицинская и социальная робототехника и микроэлектроника.

  • разработка программы мероприятий, направленной на повышение уровня гуманитарного образования учащихся, включая:

– существенное повышение уровня языковой подготовки (русский, английский и другие языки);

– развитие культуры межнационального общения.

  • разработка комплекса мер по повышению предметных и педагогических компетенций работников системы образования (на всех уровнях) и стимулированию наиболее успешных из них, в первую очередь тех, кто работает в актуальных для НПК наукограда направлениях подготовки учащихся
  • создание постоянно действующей системы подготовки и развития кадрового резерва управления на основе опыта Школы кадрового резерва
  • формирование городских программы привлечения и закрепления специалистов, включая программы жилищного строительства, и программы временного привлечения наиболее квалифицированных ученых и инженеров для реализации приоритетных проектов, а также педагогов и медиков
  • привлечение и повышение квалификации преподавателей математики, физики, информатики, химии, биологии
  • создание системы грантов и стипендий для талантливых педагогов
  • восстановление системы шефства предприятий над общеобразовательными организациями, кружками детского технического творчества
  • развитие музея истории науки и техники ОИЯИ и музея истории создания крылатых ракет, введение в практику общего и дополнительного образования проведения учебных занятий на территории музеев
  • профессиональная ориентация молодежи, увеличение интереса молодежи к естественно-научным дисциплинам, повышение качества среднего образования в естественно-научных областях.

В 2016 году на базе Центра дополнительного образования детей «Дружба» создан Центр молодежного инновационного творчества. В Центре предполагается развивать научно­техническое творчество и профессиональную ориентацию с привлечением профильных специалистов и организаций научно-производственного комплекса Дубны и резидентов особой экономической зоны «Дубна».

В целях профессиональной ориентации молодежи, увеличения интереса к естественно­научным дисциплинам, повышения качества среднего образования в естественно-научных областях в среднесрочной перспективе необходимо:

  • разработать новую концепцию лицея при университете «Дубна», ориентированного на углубленное изучение естественно-научных дисциплин и принимающего на обучение на основе конкурсного отбора учеников старших классов северного и северо-западного регионов России с возможностью проживания при лицее. При реализации концепции предусмотреть возможность передачи для использования лицеем части существующего жилого фонда для временного проживания
  • содействовать развитию Центра молодежного инновационного творчества на базе Центра «Дружба» в левобережной части города и предусмотреть развитие аналогичного центра, в том числе за счет программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства, в правобережной части города
  • ввести в практику проведение ознакомительных экскурсий старшеклассников на ведущие предприятия (в организации) НПК, включая особую экономическую зону
  • на базе созданного отделения истории создания крылатых ракет МАУК «Музей археологии и краеведения г.Дубны» и Музея истории науки и техники ОИЯИ обеспечить ознакомление школьников и студентов Дубны с достижениями предприятий города, для чего ввести в практику проведение учебных занятий на территории музеев, а в самих музеях создать условия для сбора, хранения, обработки и показа документов и предметов, описывающих историю предприятий НПК
  • расширить практику участия школьников города в олимпиадах естественно-научной направленности, обеспечить, в том числе за счет средств бюджета города, материальное и моральное поощрение призеров олимпиад, финансирование части затрат на участие.

Университет «Дубна» как базовый образовательный и исследовательский центр города

В интересах развития города и Университета необходимо развивать следующие проекты и решать следующие основные задачи:

  • В генеральном плане города и в документах по планировке территории предусматривается резервная территория для развития университета «Дубна» до границ ул. Ленинградская
  • Университетом «Дубна» и органами местного самоуправления города предпринимаются шаги по укреплению и расширению материально-технической базы Университета
  • Университетом «Дубна» и ГорУНО, школами города проводится планомерная работа по профориентации старшеклассников, направленная на увеличение доли выпускников школ города, поступающих в Университет «Дубна»
  • Университет «Дубна» совместно с градообразующими организациями и крупными резидентами ОЭЗ «Дубна» развивает практику создания и функционирования на предприятиях научно-образовательных лабораторий, а также систему сетевого обучения студентов
  • Университет «Дубна», Администрация города и предприятия НПК предпринимают шаги для восстановления в университете «Дубна» обучения студентов по направлениям экономики и управления за счет бюджетных средств
  • Администрация города, университет «Дубна» при поддержке предприятий НПК ежегодно проводят летние школы для студентов-старшекурсников других ВУЗов
  • Администрация города и университет «Дубна» при поддержке градообразующих организаций в установленном порядке решают вопросы преобразования лицея «Дубна» в школу-интернат для одаренных детей
  • Университет «Дубна» при поддержке ОИЯИ предпринимает необходимые действия по существенному росту численности иностранных студентов, в первую очередь - из государств-членов ОИЯИ и государств, сотрудничающих с ОИЯИ
  • Университет «Дубна» совместно с предприятиями НПК города проводит работу по поэтапному превращению в исследовательский университет, а также по повышению рейтинга среди университетов России.

Обеспечение жильем привлекаемых специалистов

Основные направления деятельности:

  • подготовка условий и строительство ОИЯИ при поддержке администрации города нового жилого микрорайона в районе между ул. Моховой и ПОИЗ «Стела»
  • организация муниципального строительства многоквартирного жилья в интересах организаций НПК и бюджетной сферы
  • сохранение и развитие существующего муниципального жилого фонда для временного проживания приглашенных специалистов, соответствующих фондов управляющей компании особой экономической зоны, ОИЯИ, других организаций НПК города
  • восстановление ранее достигнутых темпов строительства индивидуального и многоквартирного жилья с доведением средних объемов ввода жилья в период 2017-2021 годов - 42,2 тыс. м в год, в период 2022-2026 годов - 48,6 тыс. м в год
  • развитие малоэтажного жилищного строительства.

Привлечение инвестиций

Приоритетные направления привлечения инвестиций:

  • развитие существующих и создание новых предприятий (организаций) в сфере исследований, разработок, высокотехнологичных производств
  • переоснащение средне- и низкотехнологичных производств (полиграфия, производство мебели, стройматериалов, изделий из пластмасс, электротехнических изделий, станков и оборудования)
  • развитие объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (самое важное - объекты энергообеспечения, очистные сооружения, мост через р. Волга, скоростное железнодорожное сообщение с г. Москвой, реконструкция А-104, своевременная расшивка узких мест внутригородской улично-дорожной сети)
  • развитие объектов социальной инфраструктуры, включая лечебный корпус горбольницы, школы и детсады в новых микрорайонах
  • развитие жилищного строительства, в том числе целевое - для привлечения и закрепления специалистов НПК, ОЭЗ, бюджетного сектора
  • развитие сферы услуг, торговли в новых микрорайонах и поселках индивидуальных жилых домов
  • развитие инфраструктуры въездного туризма, включая строительство гостиниц
  • создание лыжных трасс, велосипедных и беговых дорожек, обустройство парков, скверов, улиц, придорожных полос.

Ограничения по размещению новых объектов в черте города

Исключить размещение в Дубне новых объектов (за исключением объектов, связанных с обеспечением деятельности в сфере фундаментальных научных исследований):

  • существенно отрицательно влияющих на окружающую природную среду, в том числе производств крупнотоннажной химии и производств, для эксплуатации которых требуется санитарно-защитная зона более 100 м
  • требующих для обеспечения функционирования значительных грузовых транспортных потоков (ориентир – 50 тыс. куб. м в год)
  • требующих для обеспечения деятельности привлечения преимущественно неквалифицированной или низкоквалифицированной рабочей силы (в том числе - сборочное производство (SKD), предприятия по расфасовке и упаковке продукции, склады без производств).

Основные механизмы привлечения инвестиций

  • Административная и иная поддержка органами местного самоуправления крупных инвестиционных проектов ОИЯИ и других организаций научно-производственного комплекса
  • Реализация проекта создания ОЭЗ «Дубна»
  • Расширение территории участка № 2 ОЭЗ «Дубна» в границах территории Новой промышленной зоны
  • Решение вопроса о необходимости расширения границ участка № 1 ОЭЗ «Дубна»
  • В период 2016-2018 годов завершение создания инженерной и таможенной инфраструктуры, улично-дорожной сети основных участков ОЭЗ «Дубна», в том числе строительство подстанции 110/10 кВ «Долино» мощностью 50 МВт
  • Заключение соглашения между администрацией г. Дубны и управляющей компанией ОЭЗ «Дубна» о взаимодействии при решении вопросов о размещении производств на территории ОЭЗ «Дубна»
  • Возобновление работы Наблюдательного совета ОЭЗ «Дубна», утверждение перспективного плана развития ОЭЗ «Дубна» на период до 2024 года и учёт этого плана как составной части документов по планированию развития города.
  • Развитие Медико-технического Кластера Московской области с размещением предприятий медицинской отрасли преимущественно в ОЭЗ «Дубна»
  • Поддержка инновационных проектов, реализуемых существующими предприятиями или путем создания новых предприятий
  • Формирование имиджа Дубны как успешного места для реализации инновационных проектов (PR, работа по выявлению и поддержке проектов, развитие кооперации, привлечение средств для финансирования, формирование сообщества успешных менеджеров и др.). В том числе, как одно из направлений (с учётом создания Медико­технического Кластера): «Дубна – лучшее место для разработок и производства медицинских изделий»
  • Развитие системы выявления (генерации) и поддержки инновационных проектов через механизмы Нанотехнологического центра, Инжинирингового центра, Консорциума инновационных Кластеров Московской области, Кластера ядерно-физических и нанотехнологий, ОЭЗ «Дубна», МИЦНТ СНГ, механизмы поддержки науки и технологий стран BRICS с привлечением возможностей государственных институтов развития (Фонд содействия инновациям, Фонд развития промышленности, РВК, ИЦ «Сколково») и государственных программ
  • Организация взаимодействия между организациями инновационной инфраструктуры г. Дубны (Наноцентр, Инжиниринговый центр, управляющая компания ОЭЗ, бизнес- инкубатор, ТПП, НП «Дубна», коворкинг-центры, МИЦНТ СНГ и др.) с целью повышения эффективности и результативности отбора и поддержки инновационных проектов. Возможно: создание координационного совета поддержки инновационной деятельности в Дубне
  • Развитие участия малых и средних компаний в реализации крупных проектов как реализуемых организациями НПК г. Дубны, так и крупными корпорациями за пределами Дубны (ОАК, ГК «Росатом» и др.)
  • Создание и развитие механизмов взаимодействия с частными инвесторами, организациями частных инвесторов (сообщества бизнес-ангелов, венчурные фонды), развитие механизмов краудфандинга, размещения ценных бумаг
  • Формирование и отбор перспективных проектов для участия в конкурсном отборе, проводимом в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации».

Развитие механизмов поддержки инновационных проектов, малых и средних высокотехнологичных предприятий

Цели:

  • формирование среды, благоприятной для реализации инновационных проектов;
  • развитие и признание Дубны в качестве одного из мировых центров реализации проектов.

Существующие структуры и механизмы

ОЭЗ «Дубна» на 1.01.2016 г.: 100 резидентов, численность работающих – 2320, объем продаж в 2015 г. – 3,2 млрд руб., объем частных инвестиций – 8,4 млрд рублей. План на 2024 г.: количество резидентов – 230, годовой объем продаж 40 млрд. руб., объем частных инвестиций - 42 млрд. руб. Предоставляются: льготный доступ к инфраструктуре, льготный таможенный и налоговый режимы.

Управляющая компания – АО «ОЭЗ ТВТ «Дубна».

Нанотехнологический центр «Дубна» – обеспечивает форматирование, финансовую поддержку отобранных перспективных проектов на ранней стадии реализации (начиная от НИР). Объем финансирования на один проект от 0,05 до 100 млн. рублей. Одобрено и реализуется около 70 проектов (только 20% из них - на основе разработок организаций Дубны). Отлажен механизм поддержки проектов наноцентра государственными институтами развития. Управляющая компания – ЗАО «МИНЦ».

Инжиниринговый центр Кластера ядерно-физических и нанотехнологий – с 2016 года разворачивает проекты поддержки создания и/или модернизации технологий с целью

внедрения преимущественно на предприятиях города, уже производящих продукцию. Управляющая компания - ООО «Инжиниринговый инкубатор».

Кластер ядерно-физических и нанотехнологий - оказание поддержки участникам кластера в части кадрового обеспечения, развития кооперации, переподготовки и повышения квалификации, привлечение средств государственных институтов развития и частных инвестиций, проведение конференций, участие в выставках. Участники – более 80 организаций Дубны.

Два коворкинг-центра (в библиотеке ОИЯИ и в Конгресс-центре ОЭЗ «Дубна») – дешевые рабочие места для начинающих предпринимателей.

Центр прототипирования Университета «Дубна» - инженерно-производственный комплекс, специализирующийся полной схемы производства устройств: от компьютерного проектирования до изготовления прототипов.

Международный центр нанотехнологий СНГ – центр коммерциализации технологий ОИЯИ и ведущих научных организаций стран СНГ.

Городской бизнес-инкубатор – инфраструктурная и консультационная помощь компаниям на начальном этапе работы.

Планы развития

В сфере обеспечения финансирования:

  • действовать в направлении увеличения доли частного финансирования, для чего развивать взаимодействие с венчурными фондами, частными инвесторами и ассоциациями частных инвесторов, формировать механизмы размещения ценных бумаг на бирже, краудфандинг
  • сохранять и укреплять взаимодействие с государственными институтами развития.

В сфере подготовки кадров для инновационного сегмента экономики:

  • последовательно решать задачу формирования «класса» серийных инновационных менеджеров, привлекать студентов, выпускников ВУЗов к реализации инновационных проектов
  • обеспечить доступность курсов переподготовки и повышения квалификации для лиц, вовлеченных в реализацию инновационных проектов.

В сфере развития инновационной инфраструктуры:

  • обеспечивать координацию усилий государственных и частных организаций инновационной инфраструктуры для повышения эффективности их деятельности
  • на примере проектов, реализуемых в ОИЯИ, отработать механизмы создания и развития коллабораций научных организаций, университетов и коммерческих компаний, направленных на развитие технологий, используемых как в исследовательских установках, так и для производства коммерческих продуктов
  • через механизмы Инжинирингового инкубатора и Нанотехнологического центра отработать механизмы поддержки создания и совершенствования технологий на предприятиях, уже производящих продукции
  • ориентировать городской бизнес-инкубатор на формирование студенческих стартапов, подготовку малых инновационных компаний к получению статуса резидента особой экономической зоны.

С целью развития международной научно-технической кооперации и расширения экспорта:

  • отладить взаимодействие с фондом поддержки внешнеэкономической деятельности Московской области, АО «Российский экспортный центр», Торгово-промышленной палатой Московской области по информационному обеспечению организаций НПК в сфере внешнеэкономической деятельности
  • в сотрудничестве с ГК «Росатом» и/или другими крупными компаниями в приоритетном порядке содействовать продвижению научно-технических проектов, направленных в первую очередь на рынки стран BRICS
  • обеспечить подготовку и переподготовку студентов и специалистов в Университете «Дубна» по основам внешнеэкономической деятельности
  • планомерно проводить работу по повышению уровня знаний и навыков специалистов инновационных компаний по вопросам международного научно-технического сотрудничества и работы на зарубежных рынках.

В рамках программы развития кластера ядерно-физических и нанотехнологий, Консорциума инновационных Кластеров Московской области, особое внимание уделять развитию субкластеров в сфере разработок и производства медицинских изделий, в сфере разработок и производства авиационной техники.

В части развития научно-технической кооперации:

  • в рамках программы развития Кластера ядерно-физических и нанотехнологий в приоритетном порядке поддерживать проекты, выполняемые двумя и более участниками кластера
  • сформировать и поддерживать базу данных по предоставлению технологических услуг
  • отработать и развивать механизм ведения реестра надежных поставщиков
  • развивать сотрудничество с ОАК, ГК «Росатом», ГК «Ростех» и другими крупными корпорациями
  • В максимально возможной степени использовать возможности популяризации инновационной деятельности как привлекательного и перспективного сегмента бизнеса.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Здравоохранение

Основные направления развития системы здравоохранения:

  • Завершение строительства и оснащение лечебного корпуса на 190 коек, последующий ремонт и дооснащение существующего лечебного корпуса в Дубненской городской больнице
  • Строительство и обустройство детской поликлиники на Большой Волге
  • Расширение спектра услуг, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемых жителям учреждениями здравоохранения на территории города
  • Планомерная работа по переоснащению и дополнительному оснащению учреждений здравоохранения современным оборудованием
  • Повышение квалификации врачей и младшего и среднего медицинского персонала, продолжение политики привлечения в город высококвалифицированных врачей и молодых специалистов
  • Заключение и реализация соглашения между Министерством здравоохранения Московской области, Дубненской городской больницей, Медико-техническим кластером Московской области и Федеральным медико-биологическим агентством о взаимодействии по внедрению нового медицинского оборудования и расходных материалов
  • Поддержка развития и функционирования частного сегмента системы здравоохранения
  • Развитие информационных технологий в системе здравоохранения, включая переход к электронным формам медицинской карты амбулаторного больного и истории болезни, развитие единого информационного пространства в области медицины, с участием всех медицинских учреждений города, независимо от формы собственности, развитие технологий мобильной медицины
  • Привлечение руководства предприятий города к решению вопросов медицинского обеспечения населения
  • Координация взаимодействия медицинских учреждений города в рамках единой социальной политики
  • Придание радиологическому отделению ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России статуса межрайонного отделения
  • Организация оториноларингологического отделения на 20 коек на базе ФБУЗ МСЧ № 9 ФМБА России
  • Создание в Дубне стационарного отделения паллиативной медицины
  • Привитие в городе культуры регулярных профилактических осмотров горожан, прежде всего с целью своевременного выявления болезней сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний
  • Взаимодействие администрации города и ОИЯИ с Правительством Московской области и Федеральным медико-биологическим агентством по вопросам обустройства центра радиационной медицины.

Дошкольное образование

Направления развития дошкольного образования:

  • Выполнение прогнозных расчетов перспективного распределения численности детей дошкольного возраста по микрорайонам города и определение на основании результатов расчета необходимости и мощностей новых дошкольных учреждений
  • Строительство новых дошкольных образовательных учреждений с учетом развития города и прогноза демографической ситуации
  • Необходимо проработать вопрос создания и функционирования Центра развития дошкольника в районе Черная речка/Большая Волга за счет частных инвесторов с возможным бюджетным субсидированием
  • Повышение доступности дошкольного образования за счет внедрения новых форм дошкольного образования в инфраструктуру Центра развития дошкольника: адаптационных групп для детей, не посещающих дошкольные учреждения, материнских школ, групп для детей раннего возраста, сезонных, игровых площадок, групп кратковременного пребывания, разновозрастных групп, прогулочных групп, вечерних групп
  • Капитальный ремонт зданий дошкольных образовательных учреждений
  • Развитие дошкольных образовательных учреждений как инновационных ресурсных центров, обеспечивающих сетевое взаимодействие инфраструктуры дошкольного образования
  • Изменение инфраструктуры ДОУ как по форме, так и по содержанию: выбор соответствующих типовых проектов детских образовательных учреждений
  • Приобретение нового современного оборудования, мебели, модулей для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ДОУ
  • Внедрение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ДОУ (инклюзивное обучение) по различным индивидуальным образовательным маршрутам
  • Внедрение системы комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Реализация программы «Одаренные дети» по различным направлениям
  • Содействие созданию и функционированию частных дошкольных образовательных учреждений.

Общее образование

Основной целью развития системы общего образования города Дубна является повышение эффективности функционирования и развития системы образования по критериям: доступность, качество, инновационность, вариативность, экономическая целесообразность.

Приоритетные задачи:

  • Обеспечить условия по организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития «разного ученика»: талантливого, с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями (инклюзивное образование, интегрированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты, профильная подготовка)
  • Обеспечить возможность более полного предоставления каждому учащемуся права выбора своей образовательной траектории сообразно потребностям, способностям и возможностям
  • Создать механизмы координации и интеграции сетевого взаимодействия образовательных учреждений города для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности
  • Внедрить критерии оценки качества образования как результата и процесса образования, включая самооценку участников образовательного процесса, общественную экспертизу качества обучения и воспитания
  • Создать школу-интернат для одаренных детей в Университете «Дубна» на базе лицея «Дубна» с физико-математическим и биохимическим профилями
  • Организовать регулярный мониторинг по изучению запросов, потребностей и возможностей педагогического сообщества
  • Развивать информационные, социально-образовательные, социально-методические сети педагогов
  • Формирование «открытой школы» - развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией для реализации образовательных, культурологических проектов, исследования процессов, происходящих в образовании, как формата открытости и гласности
  • Создать инновационный образовательный кластер с участием бизнес-сообщества, высшей школы для обеспечения согласованного и эффективного механизма реализации новых направлений развития Дубненской системы общего образования, активного участия в разработке общественных рейтингов и проведения независимых общественно­профессиональных экспертиз
  • Создать условия для развития попечительских, наблюдательных и управляющих советов, создать городской попечительский совет
  • Организовать регулярный мониторинг по изучению запросов и потребностей родительской аудитории; способствовать созданию родительского сообщества в образовательном пространстве Дубны
  • Интегрировать воспитательную деятельность системы образования с содержанием социально-экономической политики развития городского округа Дубна с целью социализации личности в условиях инновационной экономики
  • Создать условия для развития здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды
  • Развивать систему шефства предприятий и организаций НПК над школами города
  • Разработать и проводить политику приглашения в город и закрепления талантливых преподавателей. Использовать механизм формирования общественных фондов для поддержки лучших преподавателей
  • Развивать практику участия школьных преподавателей физики и математики в проводимых ОИЯИ школах
  • Ввести в десятых классах средней школы курс ознакомления с экономикой города с организацией экскурсий на предприятия и организации НПК, проведение уроков в музеях науки и техники. Возможно: введения такого показателя качества профориентационной работы в школах Дубны, как количество выпускников школ, устроившихся после окончания ВУЗа или колледжа на работу в организациях НПК Дубны и компаниях-резидентах ОЭЗ.
  • Проводить мероприятия в старших классах по ознакомлению с Университетом «Дубна»: направлениями подготовки, преподавателями, с целью ориентации школьников на дальнейшее поступление в Университет «Дубна»
  • Решать вопрос о включении в государственную программу строительства школы в районе Российского центра программирования
  • Принять и реализовать городскую программу применения информационных технологий в планировании образовательного процесса, предоставлении услуг в школах, в управлении школами и непосредственно в образовательном процессе
  • Последовательно и на регулярной основе производить обновления компьютерной техники и сетевого оборудования в школах, реализуя при этом постепенный переход к «облачной» технологии хранения и обработки данных в Центре обработки данных Университета «Дубна» с использованием компьютеров типа «тонкий клиент»
  • Развивать Центр обработки данных Университета «Дубна» как «Облачный» центр программного обеспечения для школьного образования.

Молодежная политика

Основная цель: создание возможностей для роста человеческого капитала - молодежи, обеспечение его конкурентоспособности, формирование поколения, способного достичь целей.

Основные направления формирования и реализации молодежной политики:

В сфере образования

  • поддержание высокого уровня дополнительного образования школьников в сфере культуры, спорта, технического творчества
  • сохранение и расширение возможностей получения профессионального образования в Университете «Дубна» - по очной и заочной формам обучения, в колледже университета, аграрно-техническом техникуме
  • развитие возможностей переподготовки и повышения квалификации, в том числе с субсидированием этой деятельности за счет службы занятости.

В сфере обеспечения занятости молодежи, развития молодежного предпринимательства

  • проведение последовательной политики по реализации в городе инвестиционных проектов, создающих рабочие места для молодежи
  • содействие со стороны Университета и организаций НПК трудоустройству студентов в период их обучения в Университете
  • привлечение студентов и аспирантов к исследованиям и разработкам, реализации коммерческих инновационных проектов в Университете и в организациях НПК
  • содействие созданию новых рабочих мест в ОЭЗ «Дубна»
  • возобновление деятельности молодежной городской школы кадрового резерва.

В сфере культуры, физкультуры и спорта

  • повышение доступности спортивных залов, в том числе в общеобразовательных школах в вечернее время для молодежи
  • формирование и реализация плана обустройства велодорожек, беговых дорожек и лыжных трасс
  • обустройство и содержание катков, хоккейных коробок, футбольных и волейбольных площадок во дворах
  • льготное предоставление муниципальных и ведомственных помещений для занятий молодых людей хоровым пением, хореографией, музыкой, живописью и т.п.
  • широкое вовлечение молодежи в подготовку и проведение общегородских мероприятий, волонтерство, спортивные игры и др.

В сфере организации досуга

  • поощрение формирования и функционирования молодежных сообществ по интересам
  • расширение практики организации в городе представлений с участием известных деятелей культуры и искусства
  • сохранение и развитие молодежных досуговых площадок.

Физическая культура и спорт

Основная цель: повышение качества жизни населения Дубны путем развития физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Экономические: сохранение и развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления

Социальные: создание условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья заниматься физической культурой и спортом

Культурные: вовлечение жителей в систематические занятия физической культурой и спортом и увеличение количества молодых граждан, охваченных организационными формами отдыха и занятости во время каникулярных периодов.

Основные направления реализации Стратегии развития физической культуры и спорта:

  • организация и проведение массовых, официальных физкультурных и спортивных мероприятий среди различных групп населения города в соответствии с ежегодно утверждаемым Календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе командирование
  • проведение международных соревнований
  • бюджетные и внебюджетные инвестиции в объекты капитального строительства учреждений физической культуры и спорта (плоскостные сооружения, лыжные трассы, велодорожки)
  • мероприятия по проведению капитального ремонта учреждений физической культуры и спорта (стадион «Волна», Водный стадион, спорткомплекс «Руслан», плавательный бассейн «Карасик»)
  • создание условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья заниматься физической культурой и спортом.

Культура

Основная цель: сохранение и развитие человеческого потенциала за счет повышения образовательного и культурного уровня, а именно укрепление культурного потенциала города, сохранение богатого культурного наследия и традиций.

Исходя из этого, определена система приоритетных целей:

  • сохранение, изучение, пополнение музейных коллекций и обеспечение условий для доступа населения к музейным фондам
  • повышение качества информационно-библиотечного обслуживания населения города
  • повышение доступности и качества концертного обслуживания населения  Дубны 
  • развитие Парка Семейного отдыха
  • создание комфортных условий для отдыха населения города
  • сохранение и улучшение материально-технической базы учреждений культуры города.

Достижение указанных целей будет обеспечиваться решением следующих задач:

  • организация библиотечного обслуживания населения муниципальными библиотеками города, в том числе по оказанию муниципальных услуг
  • увеличение объема комплектования библиотечного фонда
  • повышение доступности и качества библиотечных услуг для населения
  • предоставление доступа к музейным фондам (в том числе в электроном виде)
  • организация досуга и предоставление услуг организаций исполнительского искусства и культурно-досугового типа
  • проведение городских праздников и мероприятий
  • замена морально устаревшего и изношенного технологического, светового, звукового, электроакустического и другого оборудования
  • создание условий для массового отдыха жителей и организация мест массового отдыха населения
  • развитие музеев естественно-научной и технической направленности: музея истории создания крылатых ракет в Дубне и музея истории науки и техники ОИЯИ.

Торговля и бытовые услуги

Основные направления деятельности:

В торговле:

  • проведение политики сочетания крупных торговых центров, магазинов шаговой доступности, рыночной торговли, ярмарок, уличных киосков
  • открытие специализированных магазинов по отдельным ассортиментным группам товаров
  • определение площадок для проведения ярмарочной и мобильной торговли
  • политика размещения торговых точек в новых и малолюдных микрорайонах города
  • поддержка фермерских проектов
  • нормативное определение номенклатуры товаров, предлагаемых к продаже в уличных киосках (пресса, фрукты-овощи, цветы и др.), а также дислокации уличных киосков с соблюдением принципа удобства размещения для жителей города
  • приведение нестационарных торговых объектов к единому архитектурному облику.

В сфере услуг:

  • политика поощрения диверсификации предоставляемых услуг, включая поддержку малого предпринимательства, развивающего предоставление недостающих в городе сервисов
  • благоустройство территорий под будущие захоронения на свободных землях Сергиево- Демидовского кладбища
  • поощрение развития конкуренции в сфере предоставления услуг.

Туризм

Основная цель: развитие въездного туризма как доходной отрасли экономики, создание новых рабочих мест в сфере туризма, формирование положительного имиджа города как центра науки и технологий путем ознакомления туристов с достижениями города.

Основные направления деятельности:

  • развитие существующего механизма остановки в Дубне туристических теплоходов
  • градостроительная политика, предусматривающая резервирование земельных участков для размещения объектов туристической инфраструктуры, прежде всего - гостиниц
  • проведение последовательной работы по привлечению инвесторов для обустройства объектов туристической инфраструктуры
  • развитие музея истории науки и техники ОИЯИ и музея истории создания крылатых ракет в Дубне как мест посещения туристами и другими гостями города
  • разработка маршрутов научно-технического туризма, подготовка экскурсоводов
  • подготовка и размещение в сети «Интернет» материалов о Дубне как интересном месте для посещения
  • развитие комплексных проектов туристической инфраструктуры: озеро Лебяжье, Ратмино и озеро Суглинок
  • взаимодействие с туристическими агентствами с целью формирования туристических потоков в Дубну и с посещения Дубны.

Межнациональные отношения

Традиции международного сотрудничества в Дубне являются важным конкретным преимуществом города с учетом мировых тенденций интернационализма в сфере науки, высоких технологий и профессионального образования.

Поэтому среди стратегических задач - наряду с расширением практики работы иностранных ученых и специалистов в ОИЯИ:

  • расширение приема иностранных студентов в Университет «Дубна»
  • формирование новой практики приглашения высококвалифицированных иностранных ученых и специалистов для реализации инновационных проектов на предприятиях научно­производственного комплекса и особой экономической зоны с привлечением таких лиц для преподавания в Университете «Дубна».

При этом следует исходить из того, что Постановлением Правительства РФ от 06.02. 2012 № 93 определено, что организации НПК наукоградов могут приглашать иностранных научных и педагогических работников без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Следует проводить политику разумного ограничения приглашения для работы на предприятиях и в организациях города иностранных граждан с низкими уровнями квалификации.

Наиболее важные направления деятельности, способствующие гармоничному развитию межнациональных отношений:

  • поддержка деятельности национальных землячеств
  • формирование Совета национальных землячеств при администрации города с участием представителей заинтересованных общественных организаций и религиозных общин города, представителей ФМС
  • развитие практики проведения фестивалей национальных культур
  • организация публикаций о национальных традициях, жизни и проблемах проживающих в городе иностранных граждан
  • введение в школах города преподавания основ истории и культуры народов, чьи представители наиболее часто трудоустраиваются в городе
  • расширение возможностей для изучения приезжими русского языка, российской истории и культуры в детских образовательных учреждениях, в общеобразовательных школах и Университете «Дубна».

СРЕДА ОБИТАНИЯ

Экология

Основная цель: сохранение комфортной, интеллигентной и экологически-безопасной среды обитания при развитии городской инфраструктуры за счет минимизации техногенного влияния на объекты окружающей природной среды в городе.

Для достижения поставленной цели необходимо решения следующего ряда наиболее приоритетных задач:

  • комплексные работы по охране окружающей среды
  • благоустройство городской среды
  • повышение уровня экологической культуры, образования и просвещения населения.

Комплексные работы по охране окружающей среды

  • Рекультивация и последующее благоустройство территорий существующих полигонов ТБО
  • Развитие существующей системы раздельного сбора отходов, в том числе от населения
  • Создание системы сбора, транспортировки, утилизации и/или обезвреживания отработанных ртутьсодержащих ламп с привлечением специализированной организации
  • Организация вывоза и утилизации отходов гальваники с территории старых очистных сооружений в левобережной части города
  • Определение в генплане города постоянных площадок для вывоза снега. Организация своевременного вывоза снега и его последующая утилизация, безопасная для окружающей среды
  • Ввод в эксплуатацию очистных сооружений ливневых стоков особой экономической зоны «Дубна»
  • Создание на базе кафедры экологии и наук о Земле «Центра сбора обработки и анализа экологической информации», отладка взаимодействия центра с органами Росприроднадзора, Роспотребнадзора, МЧС, МОБВУ и др.
  • Содействие организации общественного экологического контроля на территории Дубны и ее окрестностей для выявления признаков нарушений законодательства и информирования контролирующих органов.

Благоустройство городской среды

  • Снижение рекреационной нагрузки на городские леса за счет обустройства зон отдыха, мест общественного пользования с наличием лесной мебели, мангалов, мусоросборников и т.п.
  • определение допустимых рекреационных нагрузок по видам отдыха и их соблюдения
  • разработка оптимальной структуры отдыха для каждого участка леса и лесопарка с учетом допустимых нагрузок на различные участки
  • Реализация политики закрепления отдельных участков леса и берегов рек для уборки за городскими службами, общественными организациями, предприятиями, жителями прилегающих микрорайонов, волонтерами. Проведение регулярных работ по очистке лесных и парковых территорий города, особенно в весенне-летний период массового отдыха
  • Разработка и утверждение городской карты перспективного озеленения с указанием приоритетов, мест, необходимости разработки документации, видов земельных насаждений. Проведение работ по посадке деревьев и кустарников в соответствии с утвержденной картой озеленения
  • Развитие набережной реки Волга, городских парков
  • Разработка планов и организация экологических троп в лесных массивах в различных частях города
  • Официальное оформление статуса трех особо охраняемых природных территорий: болотце на пике Тяпкина, Козлаковский лес, Ратминский бор
  • Разработка и утверждение положения о порядке использования средств компенсации за вырубку земельных насаждений.

Экологическое воспитание, образование и просвещение населения

  • Методическая разъяснительная работа по раздельному сбору отходов среди населения
  • Разъяснительная работа по правилам внесения компостной массы с очистных сооружений города при благоустройстве
  • Регулярные мероприятия по экологическому воспитанию и просвещению населения
  • Издание монографии, обобщающей большой фактический материал по состоянию окружающей среды города Дубна, накопленный на кафедре экологии наук о земле университета «Дубна».

Градостроительство

Основная цель: планомерное развитие города путем обеспечения на территории социально значимых требований доступности жилья, работы, образования, здравоохранения, средств транспорта, связи, инженерного обеспечения для всех категорий населения. Повышение инвестиционной привлекательности города, как для строительных компаний, так и для бизнеса.

Сохранение железнодорожной ветки до вокзала Дубна

Предлагаемые решения по сохранению железнодорожной ветки от вокзала Большая Волга до станции Дубна и далее – до промышленной зоны Александровка и площадки ЛФВЭ ОИЯИ (далее – железнодорожная ветка):

  • сохранить железнодорожную ветку на период строительства в ОИЯИ коллайдера NICA
  • на период строительства мостового перехода через р. Волга в связи с ограничением движения автотранспорта по ул. Станционная и ул. Вернова ввести ограничения движения поездов по железнодорожной ветке, сохранив движение грузовых поездов в ночное время и пассажирских поездов «Экспресс»
  • предусмотреть возможности для передислокации железнодорожных погрузочных площадок из района вдоль железнодорожной ветки в район станции Большая Волга
  • в корректировке генерального плана развития города отразить перспективу выноса железнодорожной ветки после завершения строительства коллайдера NICA.

Жилищное строительство

  • предусмотреть строительство нового жилого микрорайона для ученых и специалистов ОИЯИ на территории между станцией Дубна и ПОИЗ «Стела»
  • в генеральном плане исключить возможность застройки территории на въезде на полуостров Ратмино с целью сохранения этой территории для перспективного жилищного строительства в интересах ОИЯИ
  • зарезервировать земельные участки для муниципальных нужд в целях организации муниципального жилищного строительства в интересах организаций НПК и резидентов особой экономической зоны
  • последовательно вести поиск вариантов обустройства инфраструктуры поселка ИЖС для многодетных семей в районе улиц Александровка - Юркино.

Размещение новых предприятий

  • размещение новых предприятий осуществляется преимущественно в границах участков территории особой экономической зоны
  • расширить территорию участка № 2 ОЭЗ «Дубна» примерно на 35 га в границах территории Новой промышленной зоны
  • предусмотреть возможность расширения территории участка № 1 ОЭЗ «Дубна» в левобережной части города за счет части территории жилого городка программистов в районе Российского центра программирования
  • предусмотреть в ОЭЗ «Дубна» строительство зданий производственного, лабораторно-­производственного и офисного типов для предоставления в аренду резидентам ОЭЗ в том числе за счет средств частных инвесторов.

Туристическая инфраструктура

Необходимо предусмотреть в генеральном плане развития города, в правилах землепользования и застройки территории (участки) для размещения туристических гостиниц и других объектов туристической инфраструктуры.

Протяженные трассы для прогулок, занятий физкультуры и спортом

  • в генеральном плане города предусмотреть коридоры для организации кольцевых велосипедных и беговых дорожек, лыжных маршрутов большой протяженности, преимущественно вне придорожных полос
  • определить приоритеты и ежегодно планировать формирование участков велосипедных и беговых дорожек
  • предусмотреть возможность формирования гребного канала в районе Российского центра программирования с использованием сооружаемой в рамках проекта ОЭЗ «Дубна» Центральной дренажной канавы и с формированием вдоль гребного канала велосипедной и беговой дорожки.

Развитие набережных, пляжей и причалов

  • обустроить левобережную набережную путем строительства защитной дамбы и последующего благоустройства прибрежной территории
  • предусмотреть продление правобережной набережной от водозабора ОИЯИ до охранной зоны шлюза №1
  • предусмотреть размещение вдоль берегов рек Волга и Дубна причалов как для маломерных судов, так и для пассажирского водного сообщения, водных прогулок
  • не предусматривать возможностей по развитию грузового порта на реке Дубна
  • предусмотреть благоустройство существующих пляжных зон и обустройство новых пляжных зон на вновь образуемых озерах в районе РЦП.

Генеральный план и темпы роста населения

В генеральном плане развития города предусмотреть темпы роста численности населения города исходя из реально складывающихся показателей с учетом планируемого роста численности сотрудников резидентов ОЭЗ «Дубна» и ОИЯИ и кадровой потребности организации города примерно на 50% за счет привлечения иногородних специалистов. При планировании развития города исходя из желательной предельной численности населения в 100 тысяч человек с переносом приоритетов жилищного строительства по достижении этой численности на приграничные с Дубной территории.

Смотровая площадка

Подбор и организация смотровой площадки для обзора панорамы города жителями, туристами и другими гостями города.

Безопасность

Основная цель: комплексное обеспечение безопасности населения и объектов на территории города, в том числе снижение уровня преступности.

Ключевыми направлениями и задачами развития на ближайшие 10 лет должны быть:

  • решение вопроса о демонтаже железнодорожных путей от вокзала «Большая Волга» до вокзала «Дубна», так как это помимо транспортных проблем (с учетом количеств переездов) создает и проблемы безопасности
  • создание единого городского ситуационного центра для приема и анализа информации по всем вопросам безопасности в городе (включая информацию от аварийных служб управляющих компаний), а также информации со всех видеокамер города
  • строительство пожарного депо в районе РЦП
  • в течение 5 лет привести все пешеходные переходы города в соответствие с нормативными требованиями
  • привести в соответствие все бомбоубежища и противорадиационные укрытия в городе
  • развитие системы видеонаблюдения в целях обеспечения правопорядка и безопасности граждан (в рамках программы «Безопасный регион»)
  • недопущение образования компактных поселений лиц с иностранным гражданством, приглашаемых на работу на предприятия города
  • ограничение размещения в городе предприятий, ориентированных преимущественно на привлечение иностранной рабочей силы (кроме предприятий строительного комплекса, торговли и сферы услуг)
  • проведение последовательной работы по изучению истории и культуры других народов, предотвращению развития расовой, национальной и религиозной нетерпимости
  • обеспечение в максимально возможной степени возможности для трудоустройства молодежи, вовлечение молодежи в общественную деятельность, занятия спортом и другую полезную деятельность.

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Жилищно-коммунальное хозяйство

Целевой вектор: формирование устойчивого и эффективного функционирования системы ЖКХ города, базирующегося на принципе партнерства муниципальной власти, муниципальных предприятий, частного бизнеса и населения города.

Основные задачи:

  • повышение качества содержания придомовых территорий и территорий общего пользования
  • улучшение технического состояния жилищного фонда и повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг
  • повышение энергоэффективности жилищного фонда города и зданий организаций бюджетной сферы.

Энергетика

  • Устойчивое инженерное обеспечение существующих потребностей - жилых микрорайонов, объектов инфраструктуры, хозяйствующих субъектов
  • Обеспечение возможности развития города, включая жилищное строительство, развитие инфраструктуры, развитие градообразующих и других организаций научно­-производственного комплекса.

Электроэнергетика

  • преодоление существующего дефицита мощностей питательных центров, для чего планируется:
  • завершить реконструкцию фидеров 3,4 и соответствующего оборудования ЗРУ ГЭС 191
  • завершить реконструкцию подстанции 110/10 кВ «Залесье - 2» АО «ГосМКБ «Радуга» с установкой второго трансформатора 16,0 МВА
  • построить второй питающий центр ОЭЗ «Дубна» - подстанцию 110/10 кВ, 50,0 МВА «Долино»
  • завершить реконструкцию подстанции №229 «Темпы» 220/110 кВ (МЭС Центра АО «ФСК ЕЭС»)
  • произвести реконструкцию питающих центров Объединенного института ядерных исследований – подстанции ГПП 1 «Сестра» 110/6 кВ и ГПП 2 «Дубна» 110/10 кВ с вводом на последней второй пары трансформаторов 2х16,0 МВт.

Газоснабжение, отопление и горячее водоснабжение

Основные задачи:

  • устранение ограничений газоснабжения путем реконструкции газораспределительной станции ООО «Газпром трансгаз Москва»
  • строительство второго газотранспортного дюкера под р. Волга с выходом в район РЦП (АО «Мособлгаз»)
  • строительство котельной №1 района РЦП, 30 Гкал/час (АО «ОЭЗ»)
  • реализация энергосберегающих мероприятий, включая продолжение замены труб теплоснабжения на предизолированные, завершение оснащения объектов индивидуальными тепловыми пунктами, оснащение насосного оборудования установками частотного регулирования
  • Развитие практики строительства объектов с автономным теплоснабжением.

Водоснабжение и канализование стоков

Основные задачи:

  • завершение строительства и ввод в эксплуатацию сетей водоснабжения на участке №1 ОЭЗ «Дубна», а также на присоединенной к участку №2 ОЭЗ «Дубна» территории
  • поэтапная реконструкция городских очистных сооружений
  • строительство Главной КНС на территории участка №1 ОЭЗ «Дубна», обустройство резервного коллектора от берега р. Волга до городских канализационных очистных сооружений
  • последовательная реализация мер по экономии водопотребления, включая перевод промышленных предприятий на оборотное и/или автономное подземное водоснабжение, тарифное стимулирование установки счетчиков и экономии воды, сокращение сетевых потерь
  • продолжение и развитие практики использования иловых осадков очистных сооружений для производства удобрений
  • строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений ливневой канализации участка №1 ОЭЗ «Дубна».

Дренажные системы и защита от паводков

Основные задачи:

  • строительство защитной дамбы с придамбовым дренажем от станции первого подъема по ул. Жуковского до пересечения ул. Кирова и Северной дренажной канавы;
  • строительство в районе РЦП Центральной дренажной канавы с системой озер и Северо­западной дренажной канавы;
  • проектирование и строительство дренажной системы на присоединенной к участку №2 ОЭЗ «Дубна» территории;
  • планирование и реализация мер по инженерной защите объектов, размещенных на потенциально затапливаемых территориях.

Транспортная инфраструктура

Основная цель

  • Формирование сбалансированной транспортной системы города, удобной для жизни населения в условиях высокого уровня автомобилизации. Проведение сбалансированной транспортной политики, включающей в себя в том числе улучшение качества услуг пассажирского транспорта и совершенствование магистральной улично-дорожной сети.

Последнее десятилетие характеризуется высокими темпами автомобилизации, но недостаточное выделение средств из федерального и регионального бюджетов на дорожное строительство не позволяет развивать транспортную систему в соответствии с уровнем автомобилизации. Как показывает анализ динамики дорожной аварийности, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числу пострадавших в них людей.

Основными проблемами транспортной инфраструктуры, требующими решения, являются:

·      Транспортное сообщение через реку Волга:

– отсутствие мостового перехода через реку Волга в створе ул. Вернова

– состояние тоннеля под каналом им. Москвы.

·      Междугороднее сообщение:

– транспортное сообщение с Тверской областью (состояние моста на Савелово)

– низкая скорость ж/д сообщения с Москвой.

·      Состояние городского улично-дорожного хозяйства:

– недостаточное количество парковочных мест

– большое количество ж/д переездов в городе (6 штук), замедляющих движение автотранспорта,

– состояние автомобильных дорог (необходимость капитального ремонта).

Транспортное сообщение через р. Волга

·         Политика приоритетности решения вопросов, связанных со строительством мостового перехода через р. Волга

·         Пересмотр запроектированной схемы движения автотранспорта при съезде с мостового перехода в правобережной части города

·         Проведение капитального ремонта тоннеля под шлюзом №1 и моста плотины Иваньковской ГЭС после ввода в эксплуатацию мостового перехода

·         Сохранение на долгосрочный период автотранспортного сообщения через гидросооружения канала им. Москвы

·         Разработка и реализация схемы движения транспорта внутри города на период перекрытия улиц Вернова, Станционная, проспекта Боголюбова.

Городское улично-дорожное хозяйство

·         Завершение строительства Северо-Западной дороги в левобережной части города

·         Разработка и реализация городской программы содержания и ремонта городской улично­дорожной сети, включая приведение улично-дорожной сети в состояние, соответствующее нормативным требованиям.

Городской транспорт

·         Сохранение ритмичной работы городских маршрутных автобусов и маршрутных такси

·         Поддержка сложившегося уровня конкуренции в системе городских такси.

Междугороднее сообщение

·         Поэтапная реконструкция Дмитровского шоссе с расширением участка Дмитров - Дубна до четырех полос

·         Поиск решения по обустройству скоростного железнодорожного сообщения до Москвы

·         Сохранение ритмичного автобусного сообщения Дубна-Москва

·         Приведение вокзала Большая Волга и привокзальной площади в надлежащее состояние

·         Реконструкция мостового перехода через р. Дубна и автодороги Дубна-Савелово.

Информационно-коммуникативная инфраструктура

Традиционно Дубна обладает одной из самых развитых в России инфраструктур на основе инфокоммуникационных технологий (ИКТ-инфраструктура). Это связано с тем, что предприятия и научные учреждения города, в основном, занимаются конструированием сложных технических систем и фундаментальными исследованиями с использованием современных ИКТ, активно участвуют в международных проектах, где наличие высокоскоростных каналов связи имеет решающее значение. Помимо этого, в городе работают крупнейшие операторы космической связи, Всероссийские и международные центры обработки данных.

Основная цель совершенствования ИКТ-инфраструктуры города : повышение социально-экономического уровня жизни в городе за счет развития информационной инфраструктуры в сферах здравоохранения, обеспечения безопасности, культуры и ЖКХ

Основные направления развития:

  • поддержка и развитие инфраструктуры широкополосного доступа и ликвидация цифрового неравенства
  • содействие развитию телефонии, телерадиовещания и интернета
  • стимулирование создания дистанционных интерактивных систем в образовании, медицине
  • развитие возможностей для совместной удаленной работы, основанной на использовании современных ИКТ
  • обеспечение условий для расширения возможностей получения гражданами и организациями IT-сервисов, в том числе государственных услуг в электронном виде.

Развитие ИКТ-инфраструктуры необходимо предусмотреть с учетом развиваемых в мире концепций «умный город» и «безопасный город».

Поддержка и развитие инфраструктуры широкополосного доступа и ликвидация цифрового неравенства

  • Большое значение для развития науки и высокотехнологичного производства имеет создание условий по привлечению инвестиций в развитие как муниципальных магистральных оптоэлектронных каналов передачи данных, так и каналов связи Москва-Дубна, пропускная способность которых с каждым годом увеличивается и может достигнуть 1 терабита в секунду до 2020 года
  • Городские магистральные и субмагистральные каналы связи операторами связи подведены ко всем учреждениям, предприятиям и многоквартирным жилым домам города. К 2020 году их пропускная способность должна быть увеличена до 100 мегабит в секунду
  • Развитие использования беспроводной технологии каналов связи и создание дополнительных Центров обработки данных для организации «облачных» вычислений предоставит возможность развития самых перспективных сервисов, в том числе и «интернет вещей».

Содействие развитию телефонии, телерадиовещания и интернет

В результате демонополизации рынка стационарной телефонной связи, прошедшей в последние 10 лет, в городе работают пять операторов связи, что позволило снизить стоимость подключения телефона, количество номерной емкости у операторов связи значительно превышает спрос на установку телефонов. Необходимо завершить полностью переход на цифровую телефонию.

Реконструкция внутридомовых и магистральных кабельных линий позволила также частично перевести трансляцию телевидения в цифровой формат. Необходимо полностью перейти на цифровой формат и внедрить самые последние технологии в этой сфере (формат 3D, телевидение сверхвысокой четкости, интерактивное телевидение и прочее).

Необходимо оснащение современным оборудованием городской ТВ студии.

Повышение социально-экономического уровня жизни в городе за счет развития ИКТ-инфраструктуры в сферах образования, здравоохранения, обеспечения безопасности и ЖКХ

Образование:

  • развитие системы «школьный электронный журнал»
  • подключение к сети Интернет центров дополнительного образования
  • оборудование всех классов школ компьютерами и их подключение к высокоскоростному интернету
  • обеспечение доступа к образовательным мультимедийным программам
  • создание учебных классов по информационным технологиям для ветеранов и инвалидов
  • создание электронного краеведческого музея.

Городское хозяйство и транспорт:

  • продолжить развитие интеллектуальной транспортной системы города на основе технологии ГЛОНАСС/GPS.

Здравоохранение:

  • создание системы единой электронной картотеки пациентов
  • создание информационной системы учета и контроля отпуска лекарственных средств гражданам, относящихся к льготным категориям
  • внедрение системы электронных амбулаторных карт и историй болезней
  • внедрение современных методов диагностики и оказания медицинской помощи с использованием ИКТ
  • расширение использования технологий «мобильной медицины».

Обеспечение безопасности:

  • развитие системы видеонаблюдения за ключевыми для города объектами (плотина, тоннель), местами проведения массовых мероприятий и зонами с потенциально повышенной криминогенностью
  • внедрение дворового и подъездного видеонаблюдения (может сократить количество правонарушений в 2 раза)
  • развитие совместно с ГИБДД системы видеонаблюдения и фотофиксации нарушений дорожного движения
  • внедрение и развитие системы экстренного реагирования при авариях на дорогах «ЭРА- ГЛОНАС», развитие ситуационного центра по чрезвычайным ситуациям, службы 112.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Основные цели:

  • повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления за счет более полного учета мнений и интересов организаций, различных групп населения
  • повышение возможностей граждан города получать в сжатые сроки проработанные и учитывающие конкретные обстоятельства решения органов местного самоуправления
  • повышение уровня взаимопонимания между жителями города и органами местного самоуправления.

Основные пути достижения целей

  • повышение информационной открытости органов местного самоуправления путем оперативного и полного наполнения сайта в сети Интернет, а также путем размещения информации в электронных и печатных СМИ
  • расширение системы оказания услуг местного самоуправления в электронном виде с возможностью заявителя получать в личном кабинете информацию о состоянии рассмотрения заявления

·         расширение практики публичных форм рассмотрения обращений граждан города в тех случаях, когда правила принятия решений не могут быть описаны исчерпывающим образом

·         развитие электронных форм общения руководителей органов местного самоуправления с горожанами

·         расширение возможностей граждан официально участвовать в публичных слушаниях в электронном виде

·         регулярное взаимодействие руководителей органов местного самоуправления с руководителями градообразующих предприятий города, в том числе путем участия в Совете директоров градообразующих предприятий, Научно-техническом Совете города

·         организация регулярных встреч Главы города с предпринимателями, представителями общественных организаций

  • расширение практики проведения опросов общественного мнения по важным и/или сложным вопросам жизни города с использованием компетенций и возможностей Университета «Дубна».

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТРАТЕГИИ

Основной механизм реализации положений настоящей Стратегии – разработка и реализация Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дубны на 2017 - 2026 годы (далее - План реализации Стратегии).

План реализации Стратегии:

  • разрабатывается администрацией Дубны
  • одобряется Советом директоров градообразующих организаций города, Научно-техническим советом города
  • публикуется для широкого обсуждения гражданами города
  • утверждается Советом депутатов Дубны с учетом результатов обсуждений.

Корректировка Плана реализации Стратегии производится по мере необходимости по решению администрации Дубны и утверждается Советом депутатов Дубны.

Результаты программы социально-экономического развития Дубны 2012-2016 гг.

Основной целью данной программы являлось последовательное решение задач, направлен­ных на комплексное социально-экономическое развитие города, улучшение качества жизни населения за счет развития научно-технического, образовательного, производственного и инновационного потенциала наукограда, создание городской среды, благоприятной для осуществления инноваций, формирование города Дубны как центра генерации и коммерциализации знаний.

Наиболее значимыми направлениями для достижения цели были:

  • устойчивое социально-экономическое развитие города и повышение уровня и качества жизни населения
  • развитие технико-внедренческой особой экономической зоны
  • развитие территориального инновационного кластера
  • развитие инновационной среды, обеспечивающей продвижение научных идей и разработок в производство.

Социально-экономическое развитие города, повышение уровня и качества жизни населения

Жилищное строительство: ключевая задача прошлого периода планирования – жилищное строительство в кварталах С1 - С6 района Российского центра программирования, ориентированное в первую очередь на НПК города, находится в процессе выполнения.

Средний показатель объема вводимого жилья в год за период выполнения программы понизился по сравнению с предыдущим периодом 2007-2011 и составил:

·         2012-2016 (оценка): 28,4 тыс. м2/год

·         2007-2011: 46,4 тыс. м2/год

·         2002-2006: 19,3 тыс. м2/год

Инженерная и транспортная инфраструктура: в 2014 году был построен питающий центр на 50 МВт в районе Российского центра программирования. Другие ключевые задачи находятся в процессе выполнения: строительство мостового перехода через реку Волга в створе ул. Вернова и строительство питающего центра на 50 МВт в районе Новой промышленной зоны.

В здравоохранении основной задачей являлось завершение строительства нового лечебного корпуса на 190 коек Дубненской городской больницы – данная задача также пока находится в стадии выполнения. При этом была выполнена другая задача – строительство детской стоматологической поликлиники.

В развитии культуры, физической культуры и спорта основными достижениями являются завершение строительства и открытие спортивного комплекса «Олимп» в районе университета «Дубна» и открытие Музея истории создания крылатых ракет в городе Дубна.

В информатизации и телекоммуникации активно развивалась инфраструктура обработки и хранения данных, так были созданы центры обработки данных всероссийской значимости: федеральный Центр обработки данных ФНС России, Центр обработки данных в Университете «Дубна», в ОИЯИ ТИЕР-1.

Развитие ОЭЗ ТВТ «Дубна»

В программе социально-экономического развития Дубна на 2012-2016 годы ставилась задача достижения к концу 2016 года следующих параметров:

Возможными причинами, вызвавшими отклонение от целевых показателей являются: отставание строительства инфраструктуры (в том числе отсутствие запланированных производственно-лабораторных комплексов), задержка или отмена реализации ряда проектов резидентов в ОЭЗ.

Развитие кластера ядерно-физических и нанотехнологий

  • Достижения организаций-участников Инновационно-территориального кластера Количество организаций-участников ИТК «Дубна» по состоянию на первый квартал 2016 года составило 86.
  • Объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками в 2015 году составил 2893,7 млн. руб, а в 2012 году составлял 324,5 млн. руб.
  • Объем отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, составил в 2015 году 21534,7 млн. руб., а в 2012 году составлял 11490,5 млн. руб.

Наиболее значимыми проектами в Кластере в период 2013-2015 годов являются:

  • Создание инжинирингового центра, оказывающего участникам Кластера услуг по разработке технологий и технологического оборудования.
  • Приобретение оборудования для университета «Дубна» для отработки технологий тонкопленочных покрытий и технологий композитных материалов.
  • Создание центра обработки данных (ЦОД) в Университете «Дубна».  ЦОД - высокопроизводительный вычислительный кластер, обеспечивающий одновременную работу более 1000 виртуальных операционных систем для удаленных пользователей, объединяет более 300 вычислительных ядер. Есть положительный опыт использования реализованных облачных сервисов в ЦОД для доступа к лицензионному программному обеспечению учреждений профессионального образования. Данный опыт может быть распространен на большинство учреждений профессионального образования Московской области.

На данный момент в Дубне созданы и эффективно функционируют следующие элементы поддержки инновационной деятельности:

  • Коворкинг-центры – дешевые рабочие места для начинающих предпринимателей.
  • Городской бизнес-инкубатор – льготная аренда и различные услуги для малых фирм, которые занимаются развитием собственных проектов.
  • Центр прототипирования Университета «Дубна» - инженерно-производственный комплекс, специализирующийся полной схемы производства устройств: от компьютерного проектирования до изготовления прототипов.
  • Нанотехнологический центр «Дубна» – поддержка перспективных проектов на ранней стадии реализации (начиная от НИР).
  • Инжиниринговый центр Кластера ядерно-физических и нанотехнологий - проекты создания и/или модернизации технологий с целью внедрения преимущественно на предприятиях города, уже производящих продукцию.
  • Международный центр нанотехнологий СНГ – центр коммерциализации технологий ОИЯИ и ведущих научных организаций стран СНГ.