четверг, 14 декабря

пасмурно-2 °C

На заседании Совета РАН по физике тяжелых ионов обсуждалась перспектива строительства в Дубне еще одного коллайдера

06 дек. 2017 г., 13:45

В Дубне в Доме международных совещаний ОИЯИ 1 декабря прошло расширенное заседание Совета РАН по физике тяжелых ионов, в котором вместе с членами Совета участвовали специалисты из ведущих научных центров России, Франции и Германии.
Автор фотографии: Дубненское информагентство

Повестка дня включала обсуждение программы исследований с пучками радиоактивных ядер на ускорительном комплексе Лаборатории ядерных реакций (включающем циклотрон У-400М и установку АКУЛИНА-2) в начавшейся и в следующей семилетках, а также перспективы развития данной тематики исследований до 2030 года и далее.

Председатель Совета РАН Юрий Оганесян выступил с докладом «Исследование ядер, удаленных от линии бета-стабильности, – одно из трех научных направлений ЛЯР ОИЯИ» (на фото). Он подчеркнул, что Лаборатория ядерных реакций, сегодня известна в мире как кузница сверхтяжелых элементов и новых данных по физике деления ядер и как «единственное место в России, где создана конкурентоспособная научно-техническая база для проведения экспериментов с радиоактивными пучками в диапазоне энергий 10-50 МэВ/нуклон». А сейчас в лаборатории завершается создание нового циклотрона ДЦ-280 – основной установки будущей Фабрики сверхтяжелых элементов.

(На фоне ошеломляющих успехов ученых Дубны в открытии новых элементов, в научном мире заметно возрос интерес к данной сфере исследований, в которую включаются всё новые страны и институты. Почему, например, сегодня так «оживилось» исследование нестабильных ядер? Потому что понимание того, как ведут себя разные атомные ядра, поставленные в эксперименте на границу стабильности, в каких условиях и в какой момент происходит их распад, – поможет дать ответ: возможно ли «продолжение» таблицы Менделеева после 118-го элемента, оганесона, завершившего ее седьмой период.)

Затем прозвучали доклады, посвященные ключевым результатам, полученным у нас в стране и за рубежом, основным направлениям исследований в краткосрочной перспективе, передовым технологиям для проведения экспериментов в ведущих институтах мира.

Большое внимание в программе заседания было уделено «взгляду за горизонт» – предлагаемой перспективе исследований до 2030 года и ускорительных «машинах», способных обеспечить экспериментальную часть этих исследований. Тему открыл доклад ведущего научного сотрудника ЛЯР Леонида Григоренко «Аспекты научной программы электрон-ионного коллайдера», затем прозвучали несколько докладов экспертов в ускорительной технике (в числе выступивших: главный инженер ЛЯР Георгий Гульбекян и член Совета РАН Григорий Трубников), и доклад советника дирекции ОИЯИ Игоря Мешкова «Электрон-ионный коллайдер на «кристаллических» ионных пучках».

На состоявшемся затем круглом столе прошло детальное обсуждение стратегической темы. В решении Совета, выработанном по итогам заседания, отмечается, что вынесенный на обсуждение проект DERICA (Dubna Electron-Radioactive Ion Collider fAcility) признан перспективным, имеющим большой потенциал научных открытий, способным выдвинуть ОИЯИ на мировой уровень в данной области.