Дубна. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 25 ноября

ясно-7 °C

Онлайн трансляция

В ОИЯИ в Дубне начинающих физиков-теоретиков готовят к изучению гравитационных волн и участию в мега-проекте NICA

23 авг. 2017 г., 15:48

Просмотры: 254


С 21 августа по 2 сентября в Лаборатории теоретической физики ОИЯИ проходит Гельмгольцевская международная летняя школа «КХД на решетке, структура адронов и адронная материя». Школа организована совместно Объединенным институтом ядерных исследований и Обществом Гельмгольца (Германия) в рамках постоянно действующей Дубненской школы по теоретической физике DIAS-TH.
Автор фотографии: Дубненское информагентство

Среди участников школы 15 лекторов и 40 студентов из Азербайджана, Англии, Бразилии, Венгрии, Германии, Индии, Италии, Канады, Китая, Польши, России, Швейцарии. Помимо лекционной части, программа школы включает вечерние дискуссионные сессии для детального разбора возникших у студентов вопросов, подготовленные студентами доклады, постерную сессию и экскурсию на базовые установки ОИЯИ. В культурной программе – субботняя экскурсионная поездка в Александровскую слободу (древнерусскую крепость, служившую в XVI веке резиденцией царя Ивана Грозного) и воскресным выездом на пикник.

 

О тематике школы, ее лекторах и участниках «ВД» рассказал сопредседатель оргкомитета, ведущий научный сотрудник Лаборатории теоретической физики ОИЯИ Давид Блашке:

- Тематика школы – физика адронов, адронной материи и квантовая хромодинамика (КХД) на решетке – поддерживает теоретическое развитие исследований на коллайдере NICA, где, как вы знаете, скоро начнутся первые эксперименты по формированию плотной барионной материи. Отдельная большая задача – теоретическое описание плотной адронной материи и барионных плотностей. Тут пока только развиваются методы решеточной КХД, с применением которых решается ряд серьезных проблем в разных областях теоретической физики.  Например, в астрофизике – для понимания того, как взрываются звезды в конечной стадии их эволюции, как формируются нейтронные звезды, и (что сегодня особенно актуально) как генерируются специфические сигналы гравитационных волн. Эти сигналы мы теперь в состоянии измерить с помощью сверхчувствительных лазерных интерферометров передовым экспериментальным методом, который в США и в других местах развивается.  Скоро мы ожидаем получить первый такой сигнал не от слияния массивных «черных дыр», а от нейтронных звезд – и изучать свойства плотной барионной материи в уникальной ситуации.

- Что в рамках школы преподается студентам и молодым ученым?

- Мы обеспечиваем их теоретическими методами, подходами и даже программами, которые позволяют углубиться в теорию плотной материи и готовиться к работе на таких установках как NICA в Дубне, RHIC в Брукхейвене, FAIR в Дармштадте – там, где сейчас готовятся современные передовые эксперименты по соударению тяжелых ионов.

- Откуда ученики вашей школы?

- Приехали, можно сказать, со всего мира: из стран-уастниц ОИЯИ, из Индии много, из России (в основном это Москва – ИТЭФ, МИФИ и др.), из Китая и, конечно, из Германии – соорганизатора данной серии школ.

- А из лекторов кто в научном кругу наиболее известен?

 - Это, например, один из организаторов школы Олаф Качмарек, сотрудник университетов в Билефельде (Германия) и CCNU в Ухане (Китай). Его научная группа, объединяющая ученых Билефельда, Франкфурта и Дармштадта, недавно получила от одного из крупнейших германских фондов грант на исследования в области плотной материи и изучения фазовых диаграмм.

Среди наиболее известных также Джерт Аартс из Великобритании (Swansea University) – он является лидером одной из крупнейших в Европе научных коллабораций по изучению «горячей» плотной материи при соударениях тяжелых ионов. Из Польши приезжает Пак Ман Ло – он родом из Гонконга, сейчас работает в университете во Вроцлаве, – признанный специалист по моделированию плотной адронной материи. Еще хочу отметить российских лекторов – Ирину Арефьеву из Математического института имени Стеклова и Виктора Брагуту из Института теоретической и экспериментальной физики.

- Вы много лет проводите эти школы. Интересуетесь, какой они дают результат для участников?

- Действительно, очень интересно в течение десятилетия смотреть, как развиваются студенты, которые присутствовали на наших школах.  Некоторые из них, конечно, ушли из науки или из активных исследований, но многие остались и теперь занимают места постдоков и даже профессоров. Могу назвать, например, двоих учеников нашей школы 2006 года. Это Хенг Тонг Динг из Китая, который позднее защитил в Билефельде кандидатскую диссертацию и теперь является профессором в Центральнокитайском  университете в Ухане. А также Якуб Янковски из Польши – он получил научные гранты как один из наиболее перспективных молодых ученых на передовом научной направлении – так называемой голографической КХД. А в этом году он выиграл во Вроцлаве региональный этап международного конкурса Falling Walls Lab и будет участвовать в финале, который пройдет 8 ноября в Берлине. Здесь из примерно 100 кандидатов со всего мира будет выбран победитель, у которого найдется самая интересная, влиятельная и передовая идея в пользу человечества – и мы горды тем, что наш ученик будет там представлять идеи физики.

Справка: Falling Walls Lab - проект, созданный в честь 20-летия падения Берлинской стены при поддержке немецкого правительства и предпринимателей. Falling Walls Lab способствует обсуждению исследований и инноваций и предоставляет прекрасную возможность молодым ученым и специалистам представить свои идеи, научно-исследовательские проекты и инициативы всему миру.

Каждую осень в Берлине проходит конференция Falling Walls. Ей предшествуют региональные конференции – так называемые Falling Walls Labs, которые проводятся в разных городах мира. Они играют роль отборочных конкурсов, где не только студенты, аспиранты и кандидаты наук, но и самые молодые предприниматели, политики, новаторы в области искусства, дизайна, программирования и других прикладных специальностей в возрасте до 35 лет могут представить свои идеи, изложить научные концепции или предложить новаторские методы решения различных проблем и задач – от усовершенствования велосипеда до предотвращения глобального потепления. (http://kpfu.ru)