пятница, 20 июля

Владимир Кекелидзе: «BM@N – эксперимент, который в стартовой конфигурации уже начат: только что закончился первый сеанс. MPD – будущий коллайдерный эксперимент, он начнется в 2020 году»

13 апр. 2018 г., 10:01

В Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ состоялось первое коллаборационное совещание двух экспериментов научной программы проекта NICA. Целью этого трехдневного совещания, привлекшего более двух сотен участников из многих стран, было организационное оформление международных научных коллабораций экспериментов «Многоцелевой детектор для изучения плотной барионной материи» (MPD) и «Барионная материя на нуклотроне» (BM@N).

ОИЯИ

«Сегодня у нас очень большое событие, – подчеркнул в беседе с журналистами в день открытия совещания директор ОИЯИ Виктор Матвеев. – К нам приехали потенциальные участники международных коллабораций, которые будут готовить и выполнять эксперименты на комплексе NICA. Сейчас, когда сооружение самого  комплекса идет быстрыми темпами, самое важное уже не деньги, не оборудование, а люди, интеллект. И мы сейчас ставим задачу создания международной коллаборации, которая возьмет на себя ответственность за выполнение научной программы на этом уникальном комплексе.

Мы очень заинтересованы в новых идеях, новых подходах, потому что только совместными усилиями мы можем решить ту задачу, которую перед собой поставили, взяв на себя выполнение мегапроекта NICA… Я вижу, что очень большой интерес есть: люди приехали с огромным желанием глубоко вникнуть в физику уникального состояния ядерной материи при высоких плотностях и энергиях – и совместными усилиями, я думаю, мы в том числе подтолкнем и выполнение самого проекта».

«Такие крупные эксперименты как MPD и BM@N требуют большого количества ученых инженеров, физиков разных специальностей, – пояснил вице-директор ОИЯИ, руководитель проекта NICA Владимир Кекелидзе. – Потому что это сложные установки, большой объем данных, которые нужно проанализировать для получения разнообразной научной продукции. Как правило, сотни, иногда даже тысячи ученых группируются вокруг подобных установок. Мы де факто имеем такие коллаборации: уже несколько сотен ученых работают по этим проектам. Но формализовать и поставить их деятельность на юридическую основу – это сейчас наша задача.

Сегодня мы хотим создать две юридически оформленные коллаборации, сформировать структуру их управления, возможно, удастся и выбрать управляющие органы – и дальше работать, как работает весь мир, потому что в таких структурах можно аккумулировать  интеллектуальный потенциал из разных организаций разных стран, консолидировать их. И очень важно, как это будет управляться и консолидироваться, поскольку в той науке, которая делается на NICA, требуются не только совершенная техника, но и правильная организация, чтобы полученные результаты были на высочайшем уровне достоверны – настолько, насколько это возможно. Правильно организованная коллаборация – это залог успеха. Вот мы стоим сейчас на пороге решения этой организационной проблемы, и мы собираемся ее решить самым правильным и оптимальным образом...

Кроме того, коллаборация – это сотрудничество, которое требует привлечения дополнительных ресурсов: интеллект без денег трудно применить. На сегодня материальный вклад в проект NICA сделан довольно большой со стороны ОИЯИ и со стороны РФ. Базис уже есть, но этого не хватает, и сейчас готовы подключиться две страны с серьезным дополнительным материальным вкладом: Китай и Германия – там идут переговоры уже на правительственном уровне, и мы не сомневаемся, что скоро поступят дополнительные ресурсы. Они важны не только потому, что нам не хватает имеющихся денег, но и потому, что ученые этих стран за эти деньги создадут те элементы, которых нам не хватает. Но мы готовы принять и представителей тех стран, у которых материальных возможностей нет или они не так велики. Мы принимаем тех, кто интересуется нашей физикой, у кого есть яркие научные идеи, кто может на самом деле внести большой интеллектуальный вклад».