понедельник, 18 июня

ясно+16 °C

Вступили в строй три кластера Байкальского глубоководного нейтринного телескопа кубокилометрового масштаба Baikal-GVD

04 мая 2018 г., 11:01

Участники международной коллаборации «Байкал»: ИЯИ РАН (Москва), ОИЯИ (Дубна), Иркутский госуниверситет, Нижегородский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный морской университет, Институт экспериментальной и прикладной физики Чешского технического университета в Праге, Факультет математики, физики и информатики Комениус-университета (Братислава), EvoLogiks Gmbh (Берлин) – распространили пресс-релиз по итогам научной экспедиции 2018 года.

сайт ОИЯИ

Пресс-релиз за подписью спикера коллаборации «Байкал» Г. В. Домогацкого (ИЯИ РАН) опубликован на сайте Российской академии наук. В тексте уточняется: «Организации-члены международной научной коллаборации «Байкал» сообщают, что 10 апреля 2018 года в результате совместной работы по исследованиям, разработкам, производству и монтажным работам во время экспедиции на озеро Байкал с 20 февраля по 12 апреля 2018 года был введен в строй третий кластер создаваемого глубоководного нейтринного телескопа кубокилометрового масштаба Baikal-GVD. Также были проведены необходимые регламентные работы по устранению выявленных недостатков на двух ранее установленных кластерах, и все три кластера были объединены в единую систему сбора и обработки данных.

Телескоп Baikal-GVD предназначен для исследования природного потока нейтрино высоких энергий. Нейтрино, пройдя атмосферу или сквозь толщу Земли, может с некоторой вероятностью провзаимодействовать в воде озера Байкал и породить каскад заряженных частиц, движущихся со сверхсветовой скоростью в среде. Такие частицы излучают «черенковский свет», который регистрируется оптическими модулями установки. Расположение оптических модулей на известных расстояниях друг от друга в водной среде и быстродействие регистрирующих систем позволяют измерять задержки прихода световых импульсов между оптическими модулями и по задержкам восстанавливать место событий и траектории движущихся частиц с угловой точностью до долей градусов. Так как траектории заряженных частиц и первоначальных частиц (нейтрино и мюонов) практически совпадают, а нейтрино в космическом пространстве движется по прямолинейным траекториям от источника практически без потери энергии, то большие глубоководные нейтринные телескопы после достижения определенных размеров позволят открыть эру нейтринной астрономии, т. е. изучать структуру и процессы Вселенной на расстояниях, которые не доступны никаким другим способам и инструментам.

Свойства байкальской воды, а также совокупность других сопутствующих обстоятельств дают возможность создания уникальной в мировой практике по чувствительности и угловому разрешению установки, открывающей новые горизонты в астрономии и астрофизике. Первый шаг сделан – создан нейтринный телескоп из трех кластеров с эффективным объемом 0,15 кубических километров и созданы все предпосылки для наращивания объема больше кубического километра….

Байкальский глубоководный нейтринный телескоп является уникальной научной установкой России и, наряду с IceCube, ANTARES и KM3NeT, входит в Глобальную нейтринную сеть (GNN) как важнейший элемент сети в Северном полушарии Земли и как первый шаг на пути создания международного научного консорциума «Глобальная нейтринная обсерватория» (GNO).»

Полный текст здесь