Яндекс.Погода

воскресенье, 29 ноября

пасмурно+1 °C

Анатомия каменных вождей: как создавались памятники Ленину и Сталину в Дубне?

27 окт. 2020 г., 15:00

Просмотры: 3902


Памятник Владимиру Ильичу Ленину – одна из главных достопримечательностей Дубны. Однако до сих пор мало кто представляет, как же устроен монумент изнутри и с какими сложностями пришлось столкнуться его строителям в далеком 1937 году

Автор фото: Егор Ступин

Стоит напомнить, что до начала 60-х годов прошлого века напротив Ленина возвышался такой же грандиозный памятник Сталину. Впрочем, утверждение «такой же» будет не совсем верным. Фигура Сталина была на 10 см выше, ее максимальный диаметр превышал ленинский диаметр на полметра, а вес отца народов был на 90 тонн больше. Соответственно, и фундамент для Сталина соорудили прочнее и массивнее.

Кто утверждал эти пропорции, сейчас сказать сложно. Понятное дело, что всесильный Сталин, перед которым все трепетали, был тогда еще жив, а ушедший из жизни в 1924 году Ленин вряд ли уже мог обидеться на принижение своей роли.

ленин

Автор фото: Егор Ступин

Известно, что автором монументов является скульптор С.Д. Меркуров. Но вот о его помощниках сведений почти не осталось. Тем не менее сооружение подобных объектов – это не только художественная, но и сложнейшая техническая задача. Фундаменты и постаменты (в их конструктивной части) под изваяния проектировал инженер Илья Николаевич Зверев.

Одна из трудностей заключалась в том, что решение о возведении памятников принималось фактически в конце строительства Иваньковской плотины и шлюза, и в том месте, где решено было установить монумент Ленину, над первоначальным уровнем уже было надсыпано восемь метров подручного грунта без специального уплотнения. Сталину в этом плане повезло больше: там подсыпка составила только три метра.

ленин

Автор фото: Егор Ступин

Для подробного изучения геологических условий на площадке монумента Сталину пробурили 18 скважин глубиной до 28 метров. Площадка монумента Ленину обошлась четырьмя скважинами. Вряд ли сейчас достоверно можно выяснить, чем обусловлена эта диспропорция: страхом строителей перед живым вождем или техническими нюансами. Как бы там ни было, по результатам бурения и рассмотрения различных типов фундамента решено было несколько сдвинуть в плане монумент Сталину по сравнению с первоначальным.

Сначала хотели без особых инженерных изысков просто залить подготовленный котлован бетоном. Но этот фундамент оказался неэкономичным, так как за счет своего огромного веса требовал излишнего уширения подошвы основания. Второй вариант предполагал бурение 120-140 свай диаметром 35 см на глубину 10-12 метров. Стоимость работ при этом была бы наименьшей. Однако наличие значительного слоя насыпного грунта, а также отсутствие необходимого оборудования и опыта его использования вызывали сомнения.

ленин

Автор фото: Егор Ступин

Поэтому в итоге приняли третий вариант: пустотелый фундамент и такой же постамент, собранные в единое целое. Внутренняя пустота значительно уменьшает вес фундамента и тем самым сокращает размер подошвы его основания. Под подошвой фундамента проложена гидроизоляция из одного слоя битумного мата, а его внешние грани покрыты бензино-битумным раствором в три слоя.

Статические расчеты прочности непосредственно самих фигур вождей произвел член бригады скульптора Меркурова инженер Г.А. Кадошников. В бетонные внутренние части фигур (ядра, как их называли проектировщики) были заложены мощные пакеты вертикальной арматуры, имеющие несколько изгибов, следуя форме изваяний.

Гранитные блоки связывались железными элементами, как между собой, так и с бетонным ядром. Швы между блоками имеют размер примерно 5 мм, поэтому по внешнему контуру они проложены пятимиллиметровыми полосками листового свинца шириной 10-15 см, а снаружи дополнительно расчеканивались свинцом.

ленин

Автор фото: Егор Ступин

Фундаменты и постаменты делали с начала апреля по 15 июня 1937 года. Сборка обеих фигур началась 20 июня и закончилась 25 июля 1937 года – чуть более чем за месяц. Полная высота сооружений монументов Ленину и Сталину, включая те части, что находятся под землей, примерно 37 метров. Ниже уровня поверхности спрятаны 11-метровые фундаменты.

Документы, связанные с уничтожением памятника Сталину, пока недоступны. Но можно предположить, что при сносе этого грандиозного сооружения какая-то часть его обломков заполнила огромный пустотелый фундамент. То, что не влезло, развезли в разные стороны, более-менее равномерно распределив по окрестностям. В наши дни отдельные гранитные блоки бывшего монумента бывшему вождю можно встретить в городе в самых неожиданных местах.

Существуют разные версии, куда делась огромная голова Сталина, весом 22 тонны и высотой 3,2 метра. Можно выдвинуть еще одну: голова вождя покоится внутри фундамента монумента на глубине 11 метров, заваленная бетонно-гранитными обломками.

Источник: И.Н. Зверев «Конструкция монументов Ленина и Сталина на Волге», Москваволгострой, НКВД СССР. Технико-экономический журнал строительства канала Москва-Волга отделения ГИДРОНИТО (Всесоюзное научное инженерно-техническое общество гидротехников), №6 (31), 1937 год

Автор: Леонид Четвериков

Добраться до памятника сейчас можно только на машине или пешком, автобусы сюда не ходят. На машине удобней всего подъезжать с левого берега по улице Жуковского и плотине. Пешком – от Дмитровского шоссе, заодно сможете прогуляться через живописный закрытый тоннель под шлюзом Канала им. Москвы. Приходите и приезжайте! Прикоснитесь к истории!

Обсудить тему

Введите символы с картинки*