Яндекс.Погода

пятница, 13 декабря

пасмурно+1 °C

Онлайн трансляция

Художник по костюмам сериала «Безопасность» рассказал о секретах профессии

26 авг. 2017 г., 9:30

Просмотры: 470


На каждой киноленте под руководством художника-постановщика, отвечающего за визуальную составляющую фильма, работает художник по костюмам, который следит за тем, во что одеты все актеры на экране, от главных героев до актеров массовых сцен.

Денис Толстов

Объем работы художника по костюмам невероятно велик – он изучает изобразительные и документальные материалы к каждой картине, разрабатывает с режиссером и постановщиком стилевое единство киноленты, придумывает эскизы костюмов, подбирает ткани и фурнитуру. В период обучения будущий художник по костюмам изучает историю художественных стилей – от античности до модерна, – практическое моделирование, основы эскизной грамоты костюма, так как в круг его обязанностей будет входить разработка общего стиля фильма и отдельных его частей: персонажей и их окружения. В списке изучаемых дисциплин значится даже динамическая анатомия. Помимо «художественной» анатомии человеческой фигуры, необходимо освоить конструирование, дизайн-проектирование, материаловедение и эскизирование.

Про тонкости этой профессии, о которых мы вряд ли задумываемся, наблюдая за перипетиями в сюжетах кинофильмов, мы побеседовали с Александром Сериковым (в июне 2014 года – прим. ред.), художником по костюмам киносериала «Безопасность», премьера которого состоится 28 августа на Первом канале.

– Сегодня, благодаря вам, мы постараемся рассказать дубненцам об интереснейшей профессии художника по костюмам. Первое – где вы ей обучались?

– Вы знаете, именно специальности «художник по костюму» я нигде не обучался. Как-то работал стилистом по прическам на показах у Маши Цигаль. И великолепный стилист Никита Нагибин, он же художник по костюмам, пригласил меня поработать в сериале в качестве ассистента. Это и был мой первый опыт в 2007 году. Проект назывался «Трое сверху».

– Когда у вас появилась тяга к профессии художника по костюмам?

– Достаточно давно. Я много работал на различных показах, съемках и, естественно, у меня появилось желание делать не только прическу, но и создавать полноценный образ.

безопасность съемки

Денис Толстов

– И грим тоже?

– С гримом я меньше работаю, хотя и имею небольшой опыт. Сейчас больше занимаюсь костюмом и прической.

– Костюмы работают на общее художественное решение фильма, поэтому работа над проектом начинается с чтения сценария и разработки каждого образа. Какая задача стояла перед вами в данном проекте?

– Здесь передо мной стоит задача создать образ, выбрать стилистическое направление для каждого героя. У каждого персонажа свой характер, и его надо подчеркнуть костюмом.

– С чего именно начинается в проекте работа художника по костюмам?

– Сначала пишется сценарий, потом режиссер объясняет, как должны выглядеть все персонажи. Я сначала делаю коллажи, их утверждают (вносят правки или нет – по-разному). Затем следует пошив костюмов и ряд примерок с актерами. Актерам может не всегда нравиться предложенный вариант, и тогда мы стараемся идти на компромисс – чтобы костюм подходил персонажу, нравился актеру и был доволен режиссер.

– Актерские пожелания учитываются?

– Конечно, даже если костюм сидит хорошо, а актеру некомфортно, то это тоже может сказываться на игре, и наша задача – сделать все удобным, учитывая все факторы.

безопасность съемки

Денис Толстов

– Бывает, что готовые костюмы переделывают в ходе съемок?

– В хорошем фильме все костюмы продуманы до мелочей, там нет места случайным фасонам и цветовым решениям. Всё подчинено общей художественной концепции. Даже если продумано все до мелочей, то все равно на ходу может все меняться. Мы приезжаем на объек­т и видим, что костюм сливается с фоном стен, с декорацией. И приходится что-то изменять, исходя из возникших обстоятельств. Не всегда мы идем по плану, иногда приходится вносить необходимые коррективы.

– Расскажите о героях фильма «Безопасность», кто они?

– Герои – сотрудники ОСБ, но, несмотря на единство, каждому мы создали индивидуальный образ. В основном, конечно, строгие костюмы, у кого-то более легкие образы с яркими акцентами.

– Александр, поделитесь опытом – в каких из картин, с которыми вы сотрудничали, были идеально соблюдены стилистические тонкости.

– Это, наверное, две картины: сериалы «Грач» (мой дебют) и «Саранча», который мы только сняли. В этих проектах была частая перемена костюмов, показаны разные слои общества, от бедных к более обеспеченным, в зависимости от сезона менялись цветовые решения, настроения персонажей, которые то шли в гору, то снова опускались на дно.

– Подобная работа, конечно, вас более привлекает как профессионала?

– Да, но это уже нельзя назвать работой, потому что график, в котором мы работаем, это уже образ жизни. Мы вживаемся в персонажей, ищем интересные детали для их образов. Стараемся распознать задачу и правильно создавать образы героев.

– Важные качества для художника – умение рисовать, богатое художественное воображение, склонность к кропотливой работе руками, хорошее цветовосприятие, внимание к деталям. Вы владеете ими в совершенстве?

– Всегда есть чему учиться. Но со временем мне стало гораздо проще работать и со сценариями, и с режиссерами, не идти где-то на уступки, а что-то предлагать самому, потому что уже набрался опыта. Я предлагаю варианты и могу полноценно объяснить свою позицию, свое видение. А в общей беседе мы принимаем коллегиальное решение – как будет выглядеть персонаж, будет ли это пошив или покупка готовой одежды, а может быть, аренда костюма из шоу-рума.

– Что для вас служит главным источником новых идей?

– Показы мод, выставки, журналы, Неделя моды в Москве. На выставках обращаю внимание, как одеваются люди, просматриваю журналы и слежу за интернет-проектами, по возможности посещаю мероприятия по моему профилю. Кино затягивает, от него сложно отказаться. Каждый проект – кино или фотосессия – это разный опыт и разный уровень сложности, и все это мне интересно!

Беседовала Элеонора Ямалеева. Июнь 2014 года.

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц