Дубна. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 22 сентября

пасмурно+5 °C

Онлайн трансляция

Павел Ярошенко: «Безопасность» – это моя дебютная работа в качестве звукорежиссера

25 авг. 2017 г., 9:40

Просмотры: 332


Именно звукорежиссер осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссера, отвечает за художественное и техническое качество звука, готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актеров, отбирает фонетический материал, делает синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов.

Денис Толстов

Павел ЯРОШЕНКОзвукорежиссер кинопроекта «Безопасность», премьера которого состоится 28 августа на Первом канале, поделился с нами интересными особенностями столь важной составляющей кино.

– Павел, расскажите, звукорежиссура для вас случайная профессия или осознанный выбор?

– Осознанный выбор. Я окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Но то, чему нас учили и то, какие задачи ставит современное кино, – очень разные вещи. К примеру, наше обучение не предполагало основ записи фонограмм на площадке. Наверно потому, что наш мастер, как человек старой формации, не ставил это умение во главу угла. Раньше не писалась фонограмма в том объеме, как она пишется сейчас. Нас учили созданию образа в процессе работы на постпродакшне (постпродакшн – период обработки видеоматериала после съемок эпизодов фильма, монтаж, озвучивание и обработка материала фильма. – Прим. автора) уже с готовым смонтированным материалом. Так что набирался опыта и умения прямо на съемочных площадках.

– С каких картин началась ваша профессиональная деятельность в кино?

– «Безопасность» – это моя дебютная работа в качестве звукорежиссера. До этого я был ассистентом. Работал на картинах: «Белая гвардия» режиссера Сергея Снежкина, «Шерлок Холмс» Андрея Кавуна и «Сталинград» Федора Бондарчука.

– Отличный опыт – начинать с подобных проектов.

– Быть ассистентом – это нечто другое, чем я сейчас занимаюсь. Это было наблюдение за профессией, некий взгляд со стороны…

– Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино, так?

– Звукорежиссура – это синтез творчества и технических возможностей. Если говорить о съемочном периоде, то это, конечно, больше ремесло. Нужно зафиксировать происходящее в кадре с упором на речь. А творческая составляющая по своей сути имеет место в период этапа постпродакшна, когда уже есть отснятый материал и нужно его дополнить.

– Получается, вы отвечаете не только за качество звукового ряда, но и работаете над его драматургией, над созданием звуковых образов?

– Да, мы создаем определенный образ, только вопрос в том, кто над этим материалом будет работать дальше – человек, который работает на площадке, или другой. Вот в нашем случае, на проекте «Безопасность», это будет другой человек, а я звукорежиссер только на площадке. Моя задача зафиксировать то, что происходит в кадре.

– В арсенале опытного звукорежиссера есть множество уже записанных шумов. Но расскажите, пожалуйста, еще и про так называемые синхронные шумы, имитирующие звучание происходящего на экране.

– Синхронные шумы – все то, что звучит синхронно с визуальным рядом. В основном, это шаги персонажей, щелчок выключателя, звук от предмета, который положили на стол. Эти шумы мы создаем на месте, однако какие-то особые эффекты, связанные с синхронными шумами, могут делаться потом, на этапе постпродакшна (к синхронным шумам добавляются красочные эффекты).

– Сами звукорежиссеры признаются, что, выбрав эту профессию, они начинают все время прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутье на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания?

– Конечно, есть некоторые вещи, порой самые неожиданные, которые запоминаешь и потом используешь в кадре. Человек может воспринимать это как нечто конкретное, а на самом деле это абсолютно другой звук, примешанный к тому, что есть в кадре. К примеру, к звуку взрыва стоит добавить рычание животных, что придаст ему большую агрессивность. Человек не слышит рыка льва, но он воспринимает это как опасность. То есть этим мы добиваемся реальности – взрыв оживает…

– В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. Вы согласны с такой формулировкой?

– Разумеется. Существует звучание внутрикадровое и закадровое – нужно нарисовать звуком то, чего нет в кадре. К примеру, сцена – общаются люди, один другому говорит, что очень хотел бы вернуться на Родину (а они находятся на чужбине), но в данный момент у него нет такой возможности. Можно во время разговора поставить звук летящего самолета, и у зрителя, на уровне подсознания, возникнет ассоциация – это тот самый самолет, на который может сесть персонаж и улететь. Или такой пример: допустим, что при съемке, когда два или несколько персонажей ругаются между собой, вдруг кричит ворона. Звукорежиссер может это заметить и развить: уже на этапе постпродакшна усилить звуковым рядом агрессию персонажей.

– Павел, какие качества непременно должны быть у профессионала звукорежиссуры?

– Слух. И это, пожалуй, главное. А с точки зрения работы на площадке – стрессоустойчивость и дипломатия. Последние два качества вообще касаются сферы кино, всех, кто включен в съемочный процесс.

– Вы следите за тенденциями, творческими находками других звукорежиссеров?

– Да, разумеется. Просто из всего потока отсеиваешь ненужное, а берешь для себя то, что действительно работает. Тем самым приобретаешь собственную манеру работы.

– Каким принципом вы руководствуетесь в профессии?

– Как говорил мой мастер Алиакпер Гасан-Заде (звукорежиссер, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии «Ника», заслуженный деятель искусств Российской Федерации. – Прим. автора): «Не надо быть лучшим, надо быть одним из лучших!»

Беседовала Элеонора Ямалеева, июнь 2014 года