Дубна. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 24 октября

ясно-2 °C

Онлайн трансляция

Подмосковное село Дединово – родина российского флага. Исторический очерк

12 июня 2016 г., 15:34

Просмотры: 173


В 1667—1670 годах на территории современного Луховицкого района в селе Дединово действовала первая в России государственная кораблестроительная верфь, на которой под руководством голландских специалистов были построены первые российские суда европейского типа. Однако верфь сыграла важную роль не только в развитии российского кораблестроения, но и в становлении государственной символики России. Особую роль в этом сыграло строительство первого русского военного корабля «Орел», названного так в честь российского герба, вырезанного на его корме.

Именно на «Орле» впервые был поднят российский государственный флаг. Когда в 1669 г. строительные работы уже подходили к завершению, голландский мастер Давыд Бутлер, под руководством которого велись работы на Дединовской верфи, обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой: «... испросить у Его Царственного Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг». Кажется, этот вопрос оказался несколько неожиданным для верховной власти, которой предстояло определить цвет и рисунок флага, символизировавшего принадлежность корабля России. В конце концов царь Алексей Михайлович 9 апреля 1669 г. направил в Сибирский приказ «памятку», в которой повелевал послать из меновых товаров на знамена и яловчики (вымпела) к корабельному строению в селе Дединово киндяки и тафту червчатую, белую и лазоревую, то есть красную, белую и синюю. Данный документ представляется чрезвычайно важным, поскольку лишь он сообщает сведения о том, какие цвета были использованы при создании первого государственного флага России.

Однако, к сожалению, какой конкретно флаг был создан в Дединове из данной цветовой гаммы, достоверно неизвестно, так как не сохранилось ни описания, ни изображения флагов корабля «Орел». Поэтому в этом вопросе по сей день нет единодушия и среди исследователей. На протяжении XIX – XX вв. ими был обоснован ряд версии внешнего вида флагов «Орла», три из которых оказались наиболее популярны.

Так, историк российского военно-морского флота XIX в., автор знаменитых «Очерков русской морской истории» Ф. Ф. Веселаго считал, что «из цветов материи, употребляемых при изготовлении флага для корабля «Орел», и из того, что при сооружении его главными распорядителями были голландцы, можно с большей вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трех горизонтальных полос: белой, синей и красной». Подтверждение этому автор видит в документах, указывающих на то, что и позднее Алексей Михайлович приказал шить для своего сына Петра (будущего русского императора Петра I Великого) трехполосные бело-сине-красные флаги.

Эта точка зрения остается популярной уже на протяжении полутора веков. В современной историографии её наиболее активным сторонником является историк морского флота В.И. Дыгало
1, автор ряда научно-популярных трудов, в том числе работы «Откуда и что на флоте пошло». Хотя эта версия, безусловно, не лишена логики, тем не менее, она не стала единственной. В начале XX в. другой известный историк флота П. И. Белавенец в работе «Цвета русского государственного национального флага» обратил внимание на известную гравюру «Взятие крепости Азов 1696 год»2 голландского художника Адриана Шхонебека. Флаги русского флота на ней имеют вид полотнищ, разделенных синим крестом на равные части, первая и четвертая из которых – белые, а вторая и третья – красные. Данная точка была поддержана в специалистом по русской государственной символике Н.Н. Семеновичем, который также предполагал, что флаг, поднятый на корабле «Орел», имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части, две из которых были белого, а две красного цветов3.

Однако в таком случае под вопросом оставалось происхождение бело-сине-красной гаммы флага. «Голландское» происхождение давало хоть какое-то объяснение бело-сине-красного набора цветов в русском флаге, но при реконструкции крестовой формы флага это объяснение уже не может быть принято. Поиски ответа на данный вопрос привели историка к мысли о том, что «синий цвет для креста – так как синей была мантия святого Георгия Победоносца в гербе города Москвы; белые и красные поля флага – так как поле у герба красное, а конь святого Георгия Победоносца белый». Именно в этом видел историк разгадку российской национальной цветовой гаммы, которая была использована при создании первого русского флага.

В другой работе («Флаги отечественного флота»), написанной Н.Н. Семеновичем в соавторстве с В.Я. Милановым, специалистами дается подробное объяснение причины создания для корабля «Орел» именно «крестного» флага4. По их мнению, при выборе рисунка для флага первого русского корабля царь Алексей Михайлович имел в качестве образца крестовые стрелецкие знамена, которые были традиционными для Руси. Следовательно, и флаг корабля «Орел», по мнению авторов, должен был быть крестным. Этой же точки зрения придерживается и доктор исторических наук А.Я. Дегтярев5. В работе «История российского флага» он пишет, что по своему типу первый военно-морской флаг России восходит к некоторым стрелецким знаменам второй половины XVII века. Ещё одним доказательством такого утверждения исследователь считает то, что в последующий период такой флаг прочно закрепился на мачтах малых и больших русских судов, подтверждением чего является тот факт, что на потешных кораблях Переславского озера развевались строгие крестные флаги. К тому же именно под такими флагами русские корабли ходили на Азов в 1696 г.

В последние годы всё больше сторонников стал приобретать третий вариант реконструкции флага корабля «Орел». Так, в статье «Русские знамена и флаг корабля «Орел»», опубликованной в 2007 г. в сборнике «Дединово – колыбель отечественного флота», специалист по российской государственной символике Н.А. Соболева предположила, что флаг, поднятый на корабле «Орел», был с двуглавым орлом, помещенным на бело-сине-красное полотнище6. Развивает эту же гипотезу Н.А. Соболева и в статье 2010 года «Предыстория возникновения российского государственного флага», отметив: «Можно предположить, что и на "Орле" был поднят флаг с двуглавым орлом, помещенном на полосное полотнище (бело-сине-красное)»7. Точку зрения Н.А. Соболевой поддержали Ю.Л. Кушер в труде «Государственные символы и награды» и Е.В. Пчелов в работе «Государственные символы России: герб, флаг и гимн». В качестве подтверждения своей версии эти авторы опираются на тот факт, что в 1693 г. на корабле в Архангельске Петр I поднял «флаг Царя Московского», который представлял собой трехполосное полотнище с нашитым двуглавым орлом. Исходя из этого, можно с большой степенью вероятности предположить, что и флаг корабля «Орел» имел вид трехполосного полотнища с нашитыми орлами. Только в этом случае и трехполосный флаг Петра оказывается продолжением уже сложившейся морской традиции России, и молодому царю не нужно было ничего изобретать заново. Свидетельством в пользу этой гипотезы является и текст указа царя Алексея Михайловича 1669 г., требовавшего «нашивать орлы» на знаменах. Можно предположить, что их нашивали как раз на трехполосные бело-сине-красные флаги, ведь примеров крестных знамен с нашитыми орлами не известно.

Хотя третья версия становится все более популярной, тем не менее, дискуссия исследователей о том, как выглядели флаги корабля «Орел», пока продолжается. Решение этого вопроса еще впереди. Но уже сегодня бесспорными можно считать два установленных историками момента. Во-первых, флаг, олицетворяющий принадлежность корабля России, то есть государственный флаг, впервые был поднят именно на мачтах «Орла» в селе Дединово Московской области. Во-вторых, флаг этот был трехцветный, пошитый из ткани белого, синего и красного цветов. Таким образом получается,что и современный государственный флаг Российской Федерации содержит ту же гамму цветов и, возможно, имеет тот же вид, который он имел в момент своего создания.

Алексеева Вероника Анатольевна, историк

Материал с сайта http://i-podmoskovie.ru/, фото с сайта lv-news.ru