Яндекс.Погода

суббота, 10 декабря

пасмурно-5 °C

Учитель дубненской гимназии №8 рассказала о современных методах преподавания

05 окт. 2022 г., 13:30

Просмотры: 347


Елизавета Долгорукова – преподаватель начальных классов гимназии №8. Уже со второго года работы она начала вносить в жизнь класса новые правила организации урока, пространства, внеурочной деятельности. Первый выпуск Елизаветы в сентябре перешел в среднюю школу, сейчас учитель вновь работает с первоклассниками. Педагог рассказала «ВД» о своих наработках в сфере преподавания

Методики

– На уроках я люблю чередовать чтение учебника с интерактивными программами, так ребята запоминают больший объем информации. Когда мы проходим новую тему, я вначале ставлю видеоролик с сайта учи.ру. Например, в теме «падежи», на экране может высветится смешной, интересный для детей текст, где слова стоят не в той форме, и им нужно ее исправить. Так они сразу понимают, зачем вообще нужны падежи, а не просто зазубривают материал. В теме «склонения» на сайте есть задания, где нужно распределить продукты по склонениям в три разные тележки, – рассказала учитель.

На уроках математики Елизавета старается объяснять все на жизненных примерах, использовать задачи, где молоко стоит не 5 рублей, и где герой не покупает 500 кг бананов. Девушка рассказала, что таким образом дети учатся и финансовой грамотности.

Самый интерактивный урок – окружающий мир. На этом предмете Елизавета чаще, чем на других показывает ребятам видеоролики, потому что «там только за счет наглядности можно что-либо запомнить, если учить живые организмы только тексту, то сразу все забудется». Учитель отметила, что для наглядности она использует не только видео, но и, например, печатные рабочие листы, где представлены задания на соотнесение картинок, раскраски, чтобы у детей был интерес и смена деятельности.

photo_2022-10-05_13-33-37.jpg

В ходе уроков Елизавета применяет методику усвоения материала на положительных эмоциях.

– Сейчас мы с первоклассниками проходим схемы слов. В учебнике тему объясняют так: слоги слияния обозначаются треугольником, а отдельные согласные – квадратиком. Если я детям это скажу, они ничего не поймут. Я сделала так: написала на доске слово «кот», и сказала, что «ко» - это любовная парочка, и нарисовала над ними сердечко, а над «т» нарисовала разбитое сердце, потому что у буквы нет пары. Детей это очень позабавило, я им объяснила: видите любовную парочку – обозначайте треугольником, видите одинокую букву ­– рисуйте квадрат. Ассоциация новой темы с положительными эмоциями дает свои плоды – пояснила учитель.

Также Елизавета ищет понятные детям формы, чтобы объяснить новый материал. Например, в обозначение членов предложения она объясняет так: подлежащее катается на сноуборде, и поэтому подчеркивается одной линией, а сказуемое ­– «лыжник», и под ним нужно рисовать две черты.

photo_2022-10-05_13-33-38 (2).jpg

Внеклассные проекты

Помимо освоения современных методик ведения урока, Елизавета посвящает много времени внеклассными мероприятиям. Так, ее воспитанники принимали участие в акции по сбору макулатуры, дети записывали видеоролики на соответствующую тематику, рассказывали пользователям социальных сетей, как правильно сортировать отходы.

Прошлый выпуск Елизаветы даже смог организовать благотворительный проект самостоятельно. Ребята договорились разобрать дома игрушки и принести в школу те, в которые они уже не играют, а затем они передали их в детский сад.

– К 4-му классу они были мотивированны и умели в группе создать свое дело. Это получилось потому, что три года мы с ними вели планомерную работу. Если в 1 классе сказать детям: организуйте праздник, то они ничего не сделают. А если в 1-м классе разделить детей на группы, и дать им поработать с рабочим листом, во 2-м классе вместе с ними организовать небольшой праздник, в 3-м классе уже им дать задачу конкретную, то в 4 классе они все сами уже придумают, – рассказала учитель.

Также Елизавета участвует с детьми во всероссийском проекте «Разговоры о важном». Это проект, где классный руководитель беседует с детьми на разные тематики. Недавняя программа была приурочена ко Дню пожилого человека, учитель предложила школьникам нарисовать своих бабушек и дедушек и то, чем они любят заниматься, затем она обсудила с детьми важность общения со старшим поколением. Один из «разговоров о важном» был посвящен дню рождения Константина Циолковского, теоретика в области космонавтики. Ребята посмотрели видеоролик об ученом, а затем каждый нарисовал то, что у них ассоциируется с изучением космоса. Дети рисовали жителей другой планеты, их транспорт, город.

Кроме этого, ребята могут заняться внеклассной деятельностью и на перемене: кабинет обустроен по проекту предметно-развивающей среды, где есть зоны, где дети могут себя реализовать. Например, в задней части класса есть доска, на которой можно рисовать. Рядом с ней расположен шкаф где школьники обмениваются книгами, где на полках лежат настольные игры. Также в этой части класса проходит выставка ученических рисунков. Еще одна важная делать на этой стене – «экран настроения», о котором будет рассказано ниже.

photo_2022-10-05_13-33-37 (2).jpg

Уроки эмоционально интеллекта

Пару лет назад Елизавета стала изучать проблему эмоционального интеллекта. Так называют навыки человека распознавать свои эмоции, управлять ими, понимать состояние и намерения других людей. Учитель решила, что детям тоже будет полезно познакомиться с этой темой в понятном для них формате. В ходе работы Елизавета увидела, что зачастую детям сложно даже назвать то, что они сейчас чувствуют. Так в классе появился «экран настроения». Это стенд, где наклеены четыре смайлика с разными состояниями. В начале каждого дня дети подходят к нему и вешают свое имя на прищепку рядом с той картинкой, которая наиболее близко передает их настроение.

– Это помогает детям увидеть, кто как себя чувствует, кого нужно поддержать, кого не трогать. Учителю таким образом понимает эмоциональное состояние ребенка, при необходимости может дать ему время восстановиться или поговорить с ним, – пояснила Елизавета.

photo_2022-10-05_13-33-37 (3).jpg

С четвероклассниками учитель проводила игру, герой которой попадает в трудные ситуации, которые детям близки, например, его обидели в школе. Ребята читают ситуацию, а затем вытягивают «роли»: кто-то должен дать совет, кто-то – привести пример из жизни, а третий участник просто говорит правильные слова поддержки. Так дети учатся видеть несколько вариантов выхода из ситуаций, учатся поддерживать других.

– В основном уроки эмоционального интеллекта проходят в формате бесед, это длительный процесс. Я стараюсь все объяснять на жизненных примерах. Мы вместе разбираемся, почему люди кричат, и как стоит поступить, если на тебя кричат. Мне однажды мама ученика рассказала, что она начала на сына ругаться дома, и он сказал ей: «Я вижу, что ты устала после работы и злишься, давай поговорим позже». Я поняла, что ребенок отрефлексировал ситуацию, которую мы разбирали на уроке, и повел себя грамотно по отношению к себе и маме. Это было здорово. Такие методики помогают детям стать зрелыми и ответственными – поделилась Елизавета.

photo_2022-10-05_13-33-38 (3).jpg

Обсудить тему

Введите символы с картинки*

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц